• ОТКРЫТЫЙ ЭЛЕКТРОННЫЙ ЖУРНАЛ

    «Химическое разоружение в Российской Федерации»

АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ХИМИЧЕСКОГО РАЗОРУЖЕНИЯ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

16 Августа 2005

д.х.н. Холстов В.И.
Заместитель руководителя Федерального агентства по промышленности


Россия продолжает уничтожать имеющиеся запасы химического оружия.


В рамках президентской Федеральной целевой программы «Уничтожение запасов химического оружия в Российской Федерации» в 2001 году уничтожено химическое оружие категории 3; в 2001 году по март 2002 года уничтожено химическое оружие категории 2.


В состав запасов химического оружия категории 1 входит несколько миллионов артиллерийских и авиационных боеприпасов, в основном в снаряжении фосфорорганическими отравляющими веществами. Имеются запасы кожно-нарывных отравляющих веществ в стационарных крупнотоннажных емкостях и бочках.


Программой было предусмотрено, что первый этап по Конвенции с уничтожением 400 тонн химического оружия категории 1 (боевые отравляющие вещества) будет осуществлен к 29 апреля 2003 года. Это и было сделано на объекте в п. Горный Саратовской области.


Уничтожение химического оружия категории 1 в настоящее время продолжается на объекте в п. Горный Саратовской области, который сдан в эксплуатацию 19 декабря 2002 года.


Деятельность по уничтожению химического оружия проводится под контролем международных инспекционных групп Организации по запрещению химического оружия. Таких инспекционных групп на объектах по хранению химического оружия в 2004 году работало 7 (в количестве 7—8 инспекторов); одна группа в количестве 5 инспекторов находится на постоянной основе на объекте уничтожения ХО в п. Горный Саратовской области (полная сменяемость состава группы 1 раз в 6 недель).


К настоящему времени выполнены в основном работы по осуществлению мероприятий медико-санитарного обеспечения работ по УХО и подготовке необходимых нормативных, правовых и инструктивно-методических материалов.


Осуществлено комплексное медико-санитарное обследование населения, проживающего в зонах защитных мероприятий вокруг объектов по уничтожению химического оружия. Проводится динамическое наблюдение за состоянием здоровья населения, которое не выявило статистически достоверных различий в уровне и структуре заболеваемости населения зон защитных мероприятий с аналогичными показателями здоровья остального населения регионов.


Для совершенствования медицинского обеспечения в соответствии с поручением Правительства Российской Федерации в 2004 году необходимо создать единую систему мониторинга, в состав которой должны входить лабораторные службы объекта, лаборатории центров Роспотребнадзора и Ростехнадзора.


Проводятся работы по экологическому обеспечению процесса химического разоружения, что предполагает создание системы государственного экологического контроля и мониторинга окружающей среды и создание региональных подсистем экологического контроля и мониторинга. Правительством Российской Федерации дано поручение о разработке документов по созданию единой системы государственного экологического контроля и мониторинга.


В настоящее время создана и функционирует подсистема в интересах объекта в п. Горный. С учетом накопленного опыта создаются аналогичные системы на объекте в г. Камбарка. Для объектов в г. Щучье, п. Леонидовка и в п. Марадыковский разработаны программы регионального мониторинга.


Для создания системы производственного экологического мониторинга на объектах хранения и уничтожения химического оружия разработаны технико-эконо-мические обоснования.


На заседании Правительства Российской Федерации 16 октября 2003 года был рассмотрен вопрос о ходе выполнения федеральной целевой программы «Уничтожение запасов химического оружия в Российской Федерации». По результатам рассмотрения данного вопроса были даны поручения министерствам и ведомствам, с участием федеральных органов исполнительной власти подготовить предложения по уточнению Федеральной целевой программы «Уничтожение запасов химического оружия в Российской Федерации» с целью принятия дополнительных мер по обеспечению выполнения международных обязательств в установленные сроки.


Предложения для уточнения Программы разработаны. Проект уточненной Программы прошел экологическую экспертизу в Министерстве природных ресурсов Российской Федерации и в настоящее время готовится для представления в Правительство Российской Федерации.


Данные предложения касаются корректировки этапов и сроков уничтожения химического оружия исходя из реального состояния дел выполнения Программы с учётом экономической ситуации в России.


Реализация разработанных предложений предполагает создание системы, состоящей из семи объектов уничтожения химического оружия.


Строительство объектов по уничтожению химического оружия проводится (будет проводиться):


п. Горный (Саратовская область)


г. Камбарка (Удмуртская Республика);


г. Кизнер (Удмуртская Республика);


г. Щучье (Курганская область);


п. Марадыковский (Кировская область);


п. Леонидовка (Пензенская область);


г. Почеп (Брянская область);


уничтожение или утилизация продуктов детоксикации (реакционных масс) запасов люизита, хранящихся в г. Камбарка, будет проводиться на объекте в п. Горный (Саратовская область);


уничтожение или утилизация продуктов детоксикации от фосфорорганических отравляющих веществ, как правило, будет проводиться на объектах уничтожения или на существующих мощностях предприятий химической промышленности.


В настоящее время перед нами стоит задача выполнения второго этапа по уничтожению 8000 тонн ОВ (20% запасов).


Приоритетным направлением при создании системы объектов уничтожения химического оружия выделено строительство первоочередных объектов в г. Камбарка и п. Марадыковский.


Создание объекта в п. Марадыковский осуществляется в две очереди.


Первая очередь предусматривает детоксикацию отравляющих веществ типа Ви-икс в корпусах крупногабаритных авиационных боеприпасах. Начало работ — 2006 год и окончание уничтожения продуктов детоксикации отравляющего вещества типа Ви-икс — 2007 год.


Остальные запасы химического оружия уничтожаются на создаваемой второй очереди объекта до 2009 года.


Причины включения объекта по уничтожения химического оружия, со-здаваемого в г. Кизнер (Удмуртская Республика) в общую систему объектов следующие.


В существующей редакции Программы предусматривалась перевозка артиллерийских химических боеприпасов из г. Кизнер (Удмуртская Республика) нa объект их уничтожения в г.Щучье, Курганская область. Объект в г.Щучъе предусматривалось пустить в эксплуатацию в 2005 году. Однако в силу ряда объективных причин объект по уничтожению запасов ХО в г.Щучье в планируемые сроки будет только создаваться.


Уточнённый график строительства объекта предусматривает запуск его в эксплуатацию в 2008 году. Пуск в эксплуатацию объекта в 2008 году не позволит уничтожить запасы химического оружия, хранящиеся в г. Щучье и г. Кизнер до 2012 года. Таким образом, это приведёт к невыполнению конвенционных обязательств Россией.


Кроме того, перевозка химического оружия из г. Кизнер в г. Щучье требует принятия жесточайших мер безопасности и требует гораздо больших затрат, чем строительство объекта непосредственно в районе хранения. При разработке уточненной программы учтены другие недостатки предыдущей редакции. Так, например, в технологическом цикле не предусматривалось уничтожение реакционных масс, их накопление создавало дополнительные экологические проблемы в местах размещения ОУХО.


При выполнении Программы мы рассчитываем на эффективную помощь международного сообщества, тем более, что заявление лидеров стран большой «восьмерки» от 27 июня 2002 года, учредившее Глобальное партнерство против распространения оружия и материалов массового уничтожения предполагает дополнительное расширение объемов привлекаемой помощи и географию стран, участвующих в сотрудничестве.


Сегодня сотрудничество в области химического разоружения осуществляется с ФРГ, США, Италией, Великобританией, Норвегией, Нидерландами, Европейским Союзом, Канадой, Чешской Республикой, Польшей. Достигнуты договоренности со Швейцарией и Новой Зеландией. Мы думаем, что имеются неплохие перспективы в сотрудничестве со Швецией, Финляндией и Францией.


Таким образом, число государств и государственных объединений, оказывающих содействие России в этой области, составляет 15.


К настоящему времени российская сторона подписала 28 соглашений межправительственного и межведомственного характера о взаимодействии с иностранными государствами в сфере химического разоружения, а только за последние 2 года было подписано 15 соглашений, исполнительных договоренностей и поправок, позволяющих рассчитывать на привлечение дополнительных средств в ближайшие 5 лет (свыше 1,020 млрд. долларов США). В настоящее время готовятся к внесению на ратификацию в Государственную Думу Российской Федерации соглашения с Италией и Канадой, в стадии согласования находятся ряд согласований с другими государствами.


Государства, которые вносят наибольший вклад — США, Германия, Великобритания, Нидерланды.


У нас уже есть конкретный пример реальной отдачи от международного содействия. При участии Федеративной Республики Германии, Европейского Союза, Нидерландов и Финляндии 19 декабря 2002 года пущен в эксплуатацию первый российский завод по уничтожению ХО в п. Горный Саратовской области, позволивший России выполнить 1-ый этап и ликвидировать 1% (400 тонн) запасов боевых отравляющих веществ. Объект продолжает функционировать, и на нем уничтожаются имеющиеся запасы люизита.


Но мы должны исходить из реалий сегодняшнего дня. Так, например, действующими межправительственными соглашениями предусматривается финансовых средств на настоящий момент в пределах 1346,8 млн. долларов США, однако реально получено, начиная с 1992 года, всего 216,03 млн. долларов США.


Объективности ради, следует отметить, что, несмотря на сделанные в Канаскисе заявления стран восьмерки, по истечении полутора лет решительного прорыва в этом вопросе не произошло, и участие иностранных партнеров в финансировании российской программы уничтожения запасов химического оружия не соответствует масштабам стоящих задач, и, что особенно важно, программным срокам строительства объектов по уничтожению химического строя.


Стоимость строительства объектов уничтожения химического оружия составляет порядка 3,0 млрд. долларов США. Таким образом, объем полученной безвозмездной помощи составляет около 7% от потребности.


Проблема состоит и в том, что помощь зарубежными партнерами предоставляется на ежегодной основе. Это, в свою очередь, не позволяет прогнозировать на перспективу конкретные объемы, выделяемых по годам средств финансовой помощи, и затрудняет планирование реализации долгосрочных проектов применительно к каждому конкретному объекту.


При решении задач выполнения второго этапа международных обязательств, произошли процессы реформирования государственных органов исполнительной власти.


Постановлением Правительства Российской Федерации от 8 апреля 2004 года №190 определено, что обеспечение выполнения государственной политики в области химического разоружения возложено на Федеральное агентство по промышленности, которое также выполняет функции национального органа РФ по выполнению Конвенции как внутри страны, так и по взаимодействию с Организацией по запрещению химического оружия.


Федеральное управление по безопасному хранению и уничтожению химического оружия будет выполнять свои прежние функции.


Федеральное управление продолжает нести основную нагрузку по выполнению задач создания объектов уничтожения химического оружия, а также обеспечение безопасного и надежного хранения боевых отравляющих веществ.


Весь комплекс проводимых работ в рамках химического разоружения в Российской Федерации должен привести к планируемым результатам в политической, социально-экономической и экологической сфере. К числу приоритетных, мы относим:


— выполнение Российской Федерацией международных обязательств по Конвенции;


— улучшение социально-бытовых условий для граждан, проживающих и работающих в зонах защитных мероприятий. Строительство жилья, медицинских учреждений, школ, культурно-бытовых учреждений, строительство инженерных коммуникаций, на общую сумму 8.6 млрд. рублей;


—создание около 7500 дополнительных рабочих мест для граждан, проживающих в зонах защитных мероприятий и в районах размещения объектов УХО;


—улучшение социально-психологической обстановки в районах хранения и уничтожения ХО;


— устранение потенциальной опасности, исходящей от объектов по хранению химического оружия, объектов по уничтожению химического оружия и бывших объектов по производству химического оружия, ликвидация последствий их деятельности.


Выполнение Федеральной целевой программы «Уничтожение запасов химического оружия в Российской Федерации» невозможно без участия и поддержки населения регионов, где это оружие уничтожается. В оду были предприняты меры по активизации работы с населением и общественностью, улучшению информационного обеспечения населения регионов по вопросам химического разоружения. Эти меры привели к тому, что в конце 2003 года и в первой 2004 года работа с населением в регионах оживилась. Свидетельством тому явилось повышение уровня информированности населения по вопросам хранения и уничтожения химического оружия в регионах, что было обеспечено усилением информационной работы и расширением числа источников информации, более широким вовлечением в диалог с населением представителей администраций районов и областей, других категорий руководителей. Как следствие на многие вопросы населения были даны ответы, приняты и реализованы решения по отдельным проблемным вопросам.


Это сотрудничество будет осуществляться и в дальнейшем и способствовать успешному выполнению задач по безопасному хранению и уничтожению химического оружия в Российской Федерации.


Источник: Информационно-аналитический сборник» Федеральные и региональные проблеммы уничтожения химического оружия», Выпуск 5.


Статьи и материалы Сборника включают данные 2004г.

Возврат к списку