• ОТКРЫТЫЙ ЭЛЕКТРОННЫЙ ЖУРНАЛ

    «Химическое разоружение в Российской Федерации»

ГЛОБАЛЬНОЕ ПАРТНЕРСТВО ПРОТИВ РАСПРОСТРАНЕНИЯ ОРУЖИЯ И МАТЕРИАЛОВ МАССОВОГО УНИЧТОЖЕНИЯ. РОССИЙСКИЕ ПОДХОДЫ

16 Августа 2005

Семин В.В.
Министерство иностранных дел Российской Федерации






Саммит в Кананаскисе направил международному сообществу сильный политический сигнал о необходимости Глобального партнерства против распространения оружия и материалов массового уничтожения, одновременно в решениях саммита был оттенен и антитеррористический акцент в качестве ответа на новые вызовы международной безопасности в период после окончания «холодной войны». Была отмечена необходимость не допустить того, чтобы оружие массового уничтожения попало в руки террористов.


Важно также отметить, что Глобальное партнерство — это не элитный закрытый «клуб», а открытое партнерство. Сегодня к нему присоединились Норвегия, Нидерланды, Польша, Швеция, Швейцария, Финляндия. Проявляют интерес и другие страны и международные организации.


На саммите в Эвиане лидеры «восьмерки» одобрили доклад Группы старших должностных лиц (СДЛ) «восьмерки» по Глобальному партнерству о работе за год, но главное — План действий (ПД) на следующий год. Было объявлено, что за год удалось получить подтверждение финансовых обязательств от стран «восьмерки» в размере 18 млрд. долл., включая 2 млрд. долл. от России. Тем самым наша страна выступает и в роли донора.


Российские приоритеты в Глобальном партнерстве остаются неизменными – уничтожение химического оружия (ХО) и утилизация выведенных из состава ВМФ атомных подводных лодок (АПЛ). На пороге третьего года ГП мы ожидаем существенного продвижения по этим направлениям. Главный критерий – начало осуществления новых проектов. Какова же ситуация в этих двух основных областях?


Уничтожение ХО. России необходимо уничтожить 40 тыс. тонн запасов ХО. Запущена первая очередь построенного с помощью Германии, Финляндии, Нидерландов и ЕС объекта по уничтожению ХО в поселке Горный Саратовской области. Это позволило в апреле 2003 г. завершить уничтожение 400 т. ХО, то есть 1 % российского арсенала этого оружия. Тем самым были выполнены международные обязательства России по первому этапу Конвенции о запрещении химического оружия (КЗХО). В настоящее время на этом объекте уничтожено уже 683 тонны.


Наш следующий рубеж — ликвидация 20 % запасов химоружия к 29 апреля 2007 года, что является вторым этапом выполнения КЗХО. Германия при поддержке ЕС и Нидерландов оказывают содействие в создании другого, более мощного объекта в Камбарке. В строительстве еще одного объекта по уничтожению химоружия в Щучьем сотрудничают с Россией США, Норвегия, Евросоюз, Великобритания, Канада, Италия, Швейцария. В ноябре прошлого года подписано российско-итальянское межправительственное соглашение о содействии Италии в создании объекта по уничтожению химоружия в Почепе Брянской области. Сотрудничают с Россией в этой области Швеция и Польша.


Хотели бы отметить, что в связи с жестким графиком уничтожения ХО по Химконвенции — масштабная помощь в этой области необходима уже сейчас в Россия ежегодно расходует на эти цели около 160 млн. долларов.


Утилизация списанных АПЛ. России предстоит утилизировать многоцелевые АПЛ, надводные корабли с ядерными энергетическими установками, судна атомного технологического обслуживания. Задачи, которые приобретают приоритетное значение – обращение с радиоактивными отходами и реабилитация береговых технических баз.


В июне 2003 г. Россия и Япония подписали исполнительное соглашение, которое позволило приступить к утилизации одного из классов АПЛ. Этот «пилотный» проект может стать первым шагом к еще более важным договоренностям, в том числе и по химическому разоружению. Продолжает развиваться партнерство и с другими государствами


Российские усилия по созданию необходимых условий для реализации проектов ГП были позитивно оценены всеми лидерами «восьмерки». В документах Эвиана отмечено: «Российское Правительство приняло достойные одобрения решения по обеспечению выполнения руководящих принципов, в частности по полному освобождению содействия от налогообложения, пошлин, сборов и других выплат. В отношении других вопросов также ведется интенсивная работа».


Одна из важнейших задач на ближайший год — продолжить формирование необходимой юридической базы для сотрудничества по ГП. Нынешние двусторонние соглашения с США, Германией, Великобританией, Италией позволяют двигаться вперед. Успешно завершено согласование проекта двустороннего соглашения по Глобальному партнерству с Канадой. С Францией осталось урегулировать вопросы взаимодействия в области уничтожения химического оружия.


Каковы же проблемы, которые необходимо решить в ближайшей перспективе?


США, председательствующие в этом году в «восьмерке», поставили задачу существенного расширения ГП, что нашло отражение в известных инициативах Президента США Буша. Это — увеличение общей заявленной суммы на ГП, расширение круга стран-доноров и реципиентов.


Мы поддерживаем работу американского председательства по решению этих задач.


Сегодня много спорят о том, является ли цифра 20 млрд долл. на цели ГП пределом усилий международного сообщества или же это начальный показатель долгосрочного финансирования текущих и будущих проектов. Некоторые эксперты полагают, что в этом вопросе необходимо четко придерживаться документов Кананаскиса, в которых зафиксировано обязательство ассигновать на нужды ГП до 20 млрд долл. Однако с учетом масштаба стоящих задач и перспективы реализации конкретных проектов на всем пространстве бывшего СССР, а возможно, и в других странах, данная цифра, как представляется, должна рассматриваться как начальный показатель. Кстати, такое понимание разделяют и США.


Уже в первый год ГП развернулась дискуссия по приоритетам этой инициативы. Ряд участников ГП предлагает включить в основные направления взаимодействия, например, вопросы биобезопасности, экспортного контроля и усиления охраны границ и др.


Вряд ли надо ставить под сомнение важность вышеперечисленных проблем для решения вопросов глобальной безопасности, в первую очередь в борьбе с международным терроризмом. Любая деятельность в области предотвращения нераспространения оружия массового уничтожения и ускорения процесса разоружения полезна. Однако нельзя и согласиться с авторами этих идей о расширении первоочередных задач ГП уже на этом этапе реализации данной инициативы. Еще слишком мало сделано для решения приоритетных проблем. Пока, как представляется, необходимо концентрироваться на них. В противном случае мы будем распылять силы и средства, что негативно скажется на всем процессе реализации ГП. Пересмотр приоритетов, расширение сфер взаимодействия, а также увеличение числа реципиентов — это вопросы будущего. Российские приоритеты известны.


Главное быстрее выйти на реальные дела, уделяя первостепенное внимание эффективности использования выделяемых средств. Мы безусловно заинтересованы в международном содействии, которое способно значительно ускорить темпы выполнения работ. При этом ни у кого не должно оставаться иллюзий — основное бремя ликвидации сокращаемых источников вооружений несла и будет нести сама Россия.


Источник: Информационно-аналитический сборник» Федеральные и региональные проблеммы уничтожения химического оружия», Выпуск 6.


Статьи и материалы Сборника включают данные 2004г.

Возврат к списку