• ОТКРЫТЫЙ ЭЛЕКТРОННЫЙ ЖУРНАЛ

    «Химическое разоружение в Российской Федерации»

ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОГРАММЫ УНИЧТОЖЕНИЯ ХИМИЧЕСКОГО ОРУЖИЯ НА ОБЪЕКТАХ ПО ХРАНЕНИЮ И ОБЪЕКТАХ ПО УНИЧТОЖЕНИЮ ХИМИЧЕСКОГО ОРУЖИЯ

16 Августа 2005

Кашпур О.Н., Соляник Н.П.
Федеральное управление по безопасному хранению и уничтожению химического оружия





Уничтожение запасов химического оружия в Российской Федерации является актуальной проблемой, обусловленной необходимостью выполнения международных обязательств России в области химического разоружения. Основополагающим документом по реализации конвенционных обязательств в области химического разоружения является Федеральная целевая программа «Уничтожение запасов химического оружия в Российской Федерации».


С момента ее утверждения она находится под постоянным контролем Президента Российской Федерации, Председателя Правительства Российской Федерации, Совета Безопасности, Госкомиссии по химическому разоружению.


Желание людей сделать осознанный выбор и определить свою позицию в отношении необходимости уничтожения химического оружия проявляется в возрастании интереса к получению полной и объективной информации по указанной проблеме.


Этому в полной мере способствовало создание в структуре Федерального управления по безопасному хранению и уничтожению химического оружия штатных групп по работе и связям с общественностью (ГРСО), которые функционируют с 1998 года.


Основными направлениями деятельности групп по работе и связям с общественностью являются:


— проведение систематического информирования населения и общественных объединений районов в местах расположения объектов по хранению и объектов по уничтожению химического оружия путем регулярной подготовки и доведения гражданам наглядных информационно-разъяснительных материалов по вопросам хранения и уничтожения химического оружия: в том числе выпуска буклетов, проспектов, демонстрации видеоматериалов, тематических сюжетов по организации безопасного хранения и хода работ по подготовке к уничтожению химического оружия;


— проведение разъяснительной работы в местных средствах массовой информации путем регулярного выпуска бюллетеней, памяток и других материалов, подготовки и проведения консультаций, совещаний, «круглых столов» и других мероприятий;


— организация и развитие взаимодействия с общественными организациями регионов, районов в интересах конструктивного сотрудничества в информационно-разъяснительной работе;


— организация и взаимодействие с местными средствами массовой информации в целях обеспечения компетентного и объективного освещения представляемой населению информации по проблеме уничтожения химического оружия;


— осуществление сбора и анализа материалов в региональных и районных средствах массовой информации по проблемам хранения и уничтожения химического оружия;


— осуществление сбора и обобщение данных о действиях общественных объединений, определение перечня общественных организаций, позиция которых по проблеме уничтожения химического оружия оказывает действенное влияние на формирование общественного мнения, организация проведения консультаций, совещаний и т.п. с участием их представителей;


— организация, совместно с органами местных администраций, средствами массовой информации информационно-разъяснительной работы.


В случаях обострения напряженности в районе (регионе) расположения объекта хранения или уничтожения ХО, группы по работе и связям с общественностью согласовывают действия со специалистами Федерального управления по оценке ситуации, докладывают свои предложения по экстренным мероприятиям информационного обеспечения в целях стабилизации обстановки.


Всего в регионах хранения и уничтожения химического оружия создано и функционирует 7 групп по работе и связям с общественностью:


— в г. Камбарка, Удмуртская республика;


— п. Кизнер, Удмуртская республика;


— г. Щучье, Курганская обл.,


— п. Горный, Саратовская обл.;


— г. Почеп, Брянская обл.;


— п. Марадыковский, Кировская обл.;


— п. Леонидовка, Пензенская обл.


Во всех 7 районах (шести регионов) расположения объектов по хранению и объектов по уничтожению химического оружия при содействии местных органов исполнительной власти, выделены стационарные, обеспечивающие свободный доступ гражданам, помещения для информационных центров, в которых проводят работу с населением специалисты групп по работе и связям с общественностью.


За текущий период накоплен большой положительный опыт взаимодействия с информационными центрами Российского Зеленого Креста по следующим направлениям:


— совместные выступления перед населением с беседами и лекциями по проблеме уничтожения химического оружия в Российской Федерации;


— регулярный обмен информацией, видео и фотоматериалами по проблемам уничтожения химического оружия в Российской Федерации;


— совместные ответы на заданные населением вопросы, результатом которых являются выпуски информационных бюллетеней;


— совместное проведение социологических опросов населения по проблеме уничтожения химического оружия;


— совместное интервьюирование по проблеме уничтожения химического оружия;


— совместное участие в проведении «круглых столов» с представителями общественных организаций, средствами массовой информации и различных партий.


Специалистами групп по работе и связям с общественностью систематически проводится работа по противодействию тенденциозным и деструктивным выступлениям в средствах массовой информации путем направления объективных информационных материалов в областные и районные органы исполнительной власти на местах и в местные средства массовой информации.


Ключевой стороной информационного обеспечения, осуществляемого сотрудниками групп по работе и связям с общественностью, является составление ими информационной базы на основе международных и российских законодательных актов и нормативных документов по вопросам уничтожения химического оружия.


Осуществляется взаимодействие с региональными и федеральными общественно-экологическими организациями и объединениями (Международной экологической неправительственной организацией «Российский Зеленый Крест», региональными отделениями РЗК, Комитетом общественных советников при главе администрации района, обществом русской культуры, Центром содействия экологическим инициативам, межрегиональным общественным социально-экологическим движением «Чистый дом» и другими), как в центре, так и на местах (через группы по работе и связям с общественностью), в ходе которого проводится целенаправленная информационно-разъяснительная работа в целях обеспечения выполнения Федеральной целевой программы.


Во всех регионах предстоящего уничтожения химического оружия прошли общественные слушания с участием ведущих специалистов и представителей госзаказчика, ведущих ученых, экспертов и широкого круга общественности, на которых обсуждались вопросы создания объектов по уничтожению ХО.


На базе Федерального управления проводятся образовательные семинары по теме «Совершенствование информационного обеспечения процесса химического разоружения».


Исходя из опыта работы по информационному обеспечению в Федеральном управлении, разработано Положение, включающее в себя полный пакет документов, регламентирующий направление и основные задачи групп по работе и связям с общественностью.


С введением данного Положения стало возможным упорядочить и систематизировать поток информации по проблеме уничтожения химического оружия, своевременно реагировать на негативные всплески со стороны населения и общественных организаций, давать объективный и полный анализ ситуации на региональном уровне.


Федеральное управление совместно с Федеральным агентством по промышленности провело подготовительную работу по сбору информации и заключению контракта между госзаказчиком и ВИНИТИ РАН на выпуск сборников «Федеральные и региональные проблемы уничтожения химического оружия».


Результатом этой работы стал выпуск в 2003 году сборников №№ 3 и 4.


Статьи и материалы данного сборника включают анализ состояния выполняемых работ, полученные результаты, имеющиеся проблемы и перспективы по следующим направлениям:


— выполнение Россией конвенциальных обязательств и международное сотрудничество в области уничтожения химического оружия (ХО);


— развитие законодательной и правовой базы процесса уничтожения ХО;


— осуществление экологического мониторинга, обеспечение безопасности и охраны здоровья населения и персонала объектов, защиты окружающей среды;


— создания технической базы уничтожения ХО, выбора технологий, организации проектирования и строительства объектов по уничтожению ХО и развития социальной инфраструктуры;


— предупреждения чрезвычайных ситуаций и ликвидация их последствий в случаях их возникновения;


— представление материалов научных конференций, межведомственных семинаров и совещаний по проблемам уничтожения ХО;


— участие общественных организаций и СМИ в решении задач, связанных с уничтожением химического оружия.


Целью подготовки данного сборника явилось содействие:


— улучшению информированности различных слоев общества, государственных органов управления, министерств и ведомств Российской Федерации, промышленных предприятий и институтов РАН, региональных органов власти о выполнении ФЦП «Уничтожение запасов химического оружия в Российской Федерации» в соответствии с Конвенцией о запрещении разработки, производства, накопления и применения химического оружия и о его уничтожении;


— снижению социально-психологической напряженности в районах хранения и уничтожения ХО из-за риска его длительного хранения;


— безопасности процесса уничтожения химического оружия;


— консолидации усилий организаций участников работ по уничтожению химического оружия в России;


— обмену открытой информацией с зарубежными странами и привлечению внебюджетных средств на выполнение работ по уничтожению химического оружия.


В 2004 году ВИНИТИ РАН продолжил работу над подготовкой следующих выпусков (5 и 6) указанного сборника, освещающих период выполнения первого этапа Федеральной целевой программы «Уничтожение запасов химического оружия в Российской Федерации», уничтожение 1% всех запасов ХО в Российской Федерации, и переходу ко второму ее этапу — уничтожение 20% всех запасов ХО.


Параллельно Федеральным агентством по промышленности был заключен контракт с редакцией журнала Российского химического общества им. Д.И. Менделеева по изданию двух журналов.


Профинансирован был первый этап контракта и в 2003 году вышел один номер журнала.


Главным результатом проделанной работы можно считать создание информационного поля, имеющего постоянно действующую двустороннюю связь от групп по работе и связям с общественностью в регионах хранения и уничтожения химического оружия к «центру» и обратно.


Анализ деятельности групп по работе и связям с общественностью за 2004 год показал, что увеличился объем как организационной работы, так и непосредственно систематического проведения мероприятий по информационному обеспечению федеральной целевой программы «Уничтожение запасов химического оружия в Российской Федерации».


Так например, в средствах массовой информации (СМИ) в 2004 году по вопросам хранения и уничтожения химического оружия было опубликовано 842 статьи, из них 777 статей имеют положительную направленность. В них выражается позитивное отношение авторов публикаций к проблемам уничтожения ХО. Только 65 статей имеют негативную направленность.


Наиболее активно в СМИ обсуждались проблемы хранения и уничтожения химического оружия (ХО) в Щучанском районе Курганской области, п. Марадыковский Кировской области и п. Горный Саратовской области (см. рисунки).


В публикациях за 2004 г. ведущее место занимают материалы по проблемам безопасного хранения и уничтожения химического оружия.


Некоторые статьи поднимают тему социального обеспечения, льгот и компенсаций населению, проживающему вблизи объектов по хранению и уничтожению химического оружия.


По-прежнему вызывают интерес у СМИ вопросы экологической безопасности. Ряд статей посвящен повседневной деятельности воинских частей.


Регулярные встречи и общения с представителями СМИ (печати и телевидения), обмен информацией по проблемам безопасного хранения и уничтожения химического оружия, предоставление объективной информации в редакции газет позволили поддерживать положительную направленность публикаций, их объективность, что способствует формированию лояльного и позитивного отношения населения к существующей проблеме строительства объектов по УХО.


Активизировалась деятельность групп непосредственно в работе с населением. Чаще стали проходить встречи с жителями регионов.


Так, количество посетителей в информационных центрах за 2004 год увеличилось и составило — 7565 человек, количество телефонных звонков — 3816, количество мероприятий — 724, общее число участников мероприятий составило — 28874 жителя районов.


Результатом проводимой группами по работе и связям с общественностью деятельности является снижение напряжения в регионах, а также количества негативных публикаций по проблемам хранения и уничтожения химического оружия (см. рисунки), стабильность общественного мнения населения зон защитных мероприятий, местных органов власти по вопросам хранения и уничтожения химического оружия.


За прошедший год не было митингов, конференций, «круглых столов» и других мероприятий, направленных против строительства объектов уничтожения химического оружия.


Публикации материалов в СМИ в регионах по вопросам хранения и уничтожения химического оружия в 2004 году сгруппированы по основным направлениям: строительство, сотрудничество с иностранными государствами, безопасность хранения ХО, законодательство, экология, социальные проблемы, общие вопросы по УХО, (см. рисунки).


В настоящее время основная работа по информационному обеспечению ведется на местном и региональном уровнях.


Несомненно, это звено самое ответственное, поскольку именно от морально-психологического состояния населения в местах дислокации объектов по хранению и объектов по уничтожению химического оружия зависит создание благоприятных условий для реализации федеральной целевой программы.


Сегодня Россия приступает ко второму крайне ответственному этапу выполнения Конвенции — уничтожению очередных 20 % (8 тысяч тонн) своего химического оружия.


Этот этап потребует не только слаженной работы всех звеньев системы УХО, но и понимания и поддержки населения как тех районов, где проводится и будет проводиться уничтожение, так и российской общественности в целом.


В этих условиях роль ГРСО в формировании позитивного общественного мнения к указанной проблеме возрастает.

Рис. 1. Общее количество публикаций по вопросам хранения и уничтожения

химического оружия

Рис. 2. Основные темы публикаций СМИ по вопросам хранения и уничтожения

химического оружия

Рис. 3. Соотношения положительных и отрицательных публикаций

по вопросам хранения и уничтожения химического оружия



Источник: Информационно-аналитический сборник» Федеральные и региональные проблеммы уничтожения химического оружия», Выпуск 6.

Статьи и материалы Сборника включают данные 2004г.

Возврат к списку