• ОТКРЫТЫЙ ЭЛЕКТРОННЫЙ ЖУРНАЛ

    «Химическое разоружение в Российской Федерации»

НА ЗАЩИТЕ ДЕТСКОГО ЗДОРОВЬЯ

22 Сентября 2009

Валентина НАЗАРЕНКО,


вице-президент Российского Зеленого Креста,


доктор педагогических наук, профессор




Социально-медицинская программа (СоцМед) – одна из ведущих программ общественной организации «Российский Зеленый Крест» (РЗК). Реализуется программа в регионах хранения и уничтожения химического оружия. В настоящее время это Почепский район Брянской области, г. Щучье и д. Козино Курганской области. В прошлом программа СоцМед охватывала Удмуртию (Кизнер, Камбарка), Саратовскую и Пензенскую области. В этих регионах в течение ряда лет проводились медицинские обследования детей, эколого-оздоровительные лагеря, экологическое просвещение всех возрастных и социальных групп населения.
Общая ситуация
Во всех территориях, где действует программа СоцМед, все еще сохраняется высокая социально-психологическая напряженность, неудовлетворенность уровнем, условиями и качеством жизни.
Постоянный отток молодежи из сельской местности, вызванный социально-психологическими мотивами, преобладанием доли пожилого населения в сельской местности, социальной и экономической нестабильностью, обусловили всплеск алкоголизма и наркомании, которые в свою очередь, повлекли за собой увеличение смертности сельских жителей от несчастных случаев, травм, отравлений.
Негативное влияние факторов социальной, производственной и природной среды обитания обусловили ухудшение медико-демографических характеристик.
Сохраняется тенденция к повышению общего числа случаев заболеваний у детей, подростков и взрослых. Увеличивается показатель младенческой смертности вследствие осложнений беременности, родов и послеродового периода.
Ситуация осложняется тем, что население практически не имеет социальной, правовой и экономической защиты, не умеет организовывать свою жизнь с учетом проживания на загрязненной территории, не имеет «образа будущего своего села», перспективных ориентиров и механизмов, обеспечивающих уверенность в благополучии, не видит как можно изменить сложившуюся ситуацию.
Миссия программы СоцМед состоит в повышении качества жизни населения, улучшение состояния здоровья и социального благополучия детей, подростков и их родителей, вынужденных проживать на экологически неблагополучных территориях, а также снижение психо- эмоциональной напряженности, характерной для людей этих районов.
В настоящее время широко признается тот факт, что здоровое начало в жизни является критически важным элементом благополучия и развития детей на всех этапах жизненного цикла. Это одно из тех прав, в котором отказано большому числу детей, поскольку смертность, заболеваемость и проблемы питания широко распространены в России.
Медицинские услуги хорошего качества доступны только тем, кто может себе их позволить, и кто меньше всего нуждается в них, причем неравенство в доступе к услугам увеличивается. Это сказалось, прежде всего, на охране здоровья матерей и детей раннего возраста.
Необходим переход от дорогостоящей, лечебной и неэффективной медицины к превентивной, ориентированной на население, гибкой и подотчетной системе, основанной на партнерстве.
Важным становится участие семьи и обучение медицинских работников новым подходам.
В каждом регионе целесообразно создать эффективную систему защиты здоровья детского населения, включающую сеть медицинских услуг, центры консультирования, семейные центры, центры оказания помощи родителям в воспитании детей и т.д. с тем, чтобы укрепить семьи, расширить их возможности предотвращать или справляться самостоятельно с ситуациями, представляющими риск для их малолетних детей.
Высокая эффективность функционирования системы обеспечивается:
1) сочетанием профилактической работы с коррекционно-компенсационной;
2) созданием учебно-оздоровительной системы, состоящей из двух взаимосвязанных и взаимопроникающих компонентов – «медицинской реабилитацией и лечением + экологическим образованием».
Главными условиями при этом являются: простота и доступность сочетания оздоровительных и образовательных технологий; их освоение младшим медицинским персоналом (фельдшеры), педагогами, родителями, и дальнейшее применение в течение года под наблюдением медицинского работника.
В сфере профилактических услуг, новых форм обеспечения, а также в мониторинге доступности «здоровья для всех» особенно велика роль организаций гражданского общества.
Особенность СоцМед состоит в том, что во все проекты, реализуемые в рамках этой программы, обязательно включены три компонента: медицинский, социальный и образовательный. Компоненты тесно взаимосвязаны, взаимозависимы и, зачастую, взаимообусловлены. Доля каждого компонента в проектах может меняться, но наличие их должно быть обязательно.
Содержание компонентов (фактически, направлений деятельности) приводится ниже.
Медицинский
– обследование населения, медицинская экспертиза, прогнозирование демографической ситуации, выделение групп риска, реабилитация, оздоровление, профилактика; охрана репродуктивного здоровья; обучение медицинских работников новым подходам в области оказания медицинских услуг и применения эффективных программам оздоровления детей; образование молодых матерей по вопросам оказания первой медицинской помощи и организации правильного питания в условиях неблагополучной экологической ситуации в местах проживания.
Социальный
– обследование (социологический опрос, анкетирование, анализ данных социальных служб), оценка социальной напряженности, прогнозирование ситуации, выделение целевых групп, адресная помощь детям, матерям, молодым семьям, благотворительность; социальная поддержка и защита; социальная адаптация детей и подростков; образование родителей в области прав ребенка;
– определение уровня психо-эмоциональной напряженности, индивидуальная помощь детям и их родителям, обучение матерей в вопросах возрастной психологии и развития ребенка; поддержка мер по снижению стрессовых состояний, депрессии и дезадаптации детей.
Эколого-образовательный
– экологическое образование и просвещение, общественно-полезный труд, экологические лагеря, походы и экспедиции;
– подготовка вожатых и другого персонала для работы в оздоровительно-экологических лагерях; помощь молодым матерям в вопросах воспитания и развития ребенка, привития навыков адекватно здорового образа жизни, организации досуга детей;
– обеспечение населения и специалистов информацией о состоянии окружающей среды и здоровья населения в местах проживания, о результатах выполнения отдельных проектов или всей программы СоцМед, о принимаемых решениях по проблемам хранения и предстоящего уничтожения химического оружия, а также детоксикации этих и прежних мест уничтожения; издание специальной литературы для населения.
Следует еще раз подчеркнуть, что наилучший результат достигается при условии создании целостной системы, в которой все компоненты взаимосвязаны, дополняют друг друга и создают основу для непрерывной, круглогодичной и долгосрочной работы.
Примером могут служить некоторые задачи медицинского компонента, в которых отчётливо прослеживается указанная взаимосвязь:
• Обеспечение условий для создания и дальнейшего развития системы экологических и оздоровительных детских лагерей (санаторного и эколого-оздоровительного типа), принимающих детей и подростков из экологически неблагополучных территорий.
• Расширение практики проведения экологических походов с целью оздоровления и просвещения детей.
• Организация для медицинского персонала районных больниц в местах хранения химического оружия обязательного обучения (переподготовки) по экологическим и медико-гигиеническим аспектам.
• Разработка комплекса медико-санитарных, медико-биологических и медико-профилактических мер по обеспечению безопасности населения районов хранения.
• Разработка системы медицинского мониторинга. Комплексное независимое обследование состояния здоровья населения и окружающей природной среды в районах размещения объектов по хранению и уничтожению химического оружия, в районах радиационного загрязнения; контроль заболеваемости гражданского населения и, в первую очередь, детей и молодых матерей. Оценка потенциальной опасности, связанной с уничтожением и длительным хранением химического оружия. Оценка влияния объекта хранения на состояние здоровья второго, третьего, четвертого, любого, поколения детей. Доступность этих данных для широкого круга общественности.
• Выявление среди детей и молодых матерей групп риска и их дальнейшая медицинская и психологическая реабилитация, адресная социальная помощь.
• Отработка пилотных проектов по мониторингу состояния здоровья населения для последующего его тиражирования в другие регионы страны.
• Организация просветительской работы (информационные проекты) среди широких слоев населения по вопросам экологической безопасности, экологически грамотного поведения в местах проживания, взаимосвязи между качеством окружающей среды и здоровьем населения и др. Создание в территориях, с учетом сложившейся практики работы с населением, различных служб и центров: медико-экологических, социально-медицинских, центров общественного здоровья и др.
• Подготовка и издание специальной литературы для населения: книг, брошюр, памяток («Это должен знать и уметь каждый»), информационных бюллетеней о состоянии окружающей среды в районах размещения химического оружия и радиационного загрязнения, о принимаемых решениях по проблемам хранения и предстоящего уничтожения химического оружия, а также детоксикации загрязнённых территорий.
• Систематическая работа со СМИ: выступления ученых, специалистов и представителей власти по местному радио и телевидению, создание специальной рубрики в районных газетах, создание на местном телевидении циклов передач по проблемам здоровья, воспитания детей и экологического образования.
Проведение медицинских экспертиз позволяет определить фоновое состояние здоровья населения, осуществить организационные медицинские мероприятия в системе медицинской отчетности, усилить контроль соматической и инфекционной заболеваемости.
На основании полученных материалов разрабатывается система комплексных профилактических мер, включающей совершенствование организации медицинской и социально-реабилитационной помощи детям, подросткам и молодым матерям, улучшение подготовки медицинских кадров, информационного обеспечения деятельности в области охраны репродуктивного здоровья.
Обучение специалистов
В реализации оздоровительных мероприятий, включая курсы здоровья семейных клубов, проведение детских оздоровительных лагерей, важным звеном является подготовка, обучение, повышение квалификации специалистов, формирование команд, владеющих методикой проведения оздоровительной работы.
РЗК имеет уникальный опыт организации и проведения семинаров не только для отдельных групп специалистов из регионов, но и для целой команды специалистов, включающей директора оздоровительного лагеря (менеджера), врача, педагога, психолога.
Обучение команды требует усилий различных специалистов, которые в свою очередь также должны быть командой единомышленников. Помимо сотрудников РЗК, к этой работе были привлечены специалисты государственного института повышения квалификации Федерального Управления Медико-биологических и Экстремальных Проблем при Министерстве здравоохранения Российской Федерации и сотрудники Российской Академии Образования.
Подробное изучение различных оздоровительных методологий в ходе семинара позволило выбрать оптимальный вариант для каждого региона. Опыт проведения оздоровительных лагерей РЗК показал, что одной из наиболее адекватных методологий для детей из экологически неблагополучных районов является эндоэкологическая реабилитация (Ю.М. Левин, 1968-2003), с предпочтительным использованием натуральных препаратов на основе трав.
Большое внимание при проведении оздоровительной работы уделяется социальным факторам, воздействующим на организм подрастающего поколения. По мнению многих учёных, именно социальные факторы (в т.ч. поведенческие, образ жизни и т.п.) являются наиболее весомыми и определяющими уровень здоровья. В связи с этим, в учебные программы семинаров включены лекции педагога и психолога как основных специалистов, на которых возлагается роль оздоровления детей и профилактики заболеваний (на врачей возложена роль лечения имеющейся патологии).
Еще один пример – семинар для представителей городских и районных отделов образования (Брянская область).
Участники семинара – главные и ведущие специалисты, методисты и психологи, отвечающие за организацию и проведение летнего отдыха детей. В этом и состоит особенность семинара, поскольку все слушатели – это чиновники, административные работники, а не практикующие педагоги и врачи.
Структура семинара представлена тремя блоками: медицинским, эколого-образовательным и социально-практическим. Содержание каждого блока приведено ниже.
Медицинский блок:
– современные научные принципы укрепления здоровья; новые подходы к реабилитации;
– методы контроля психологического и физического здоровья, специфичные для Чернобыльских областей; опыт РЗК, результаты;
– особенность реабилитационных программ для детских оздоровительных лагерей;
– ознакомление с современными методами оздоровления и реабилитации детей в лагерях, в частности, с эффективным методом эндоэкологической реабилитации;
– практические рекомендации по применению природных средств оздоровления в домашних условиях, в условиях школ и детских садов (с учетом местных факторов и возможностей).
Эколого-образовательный блок
– организационные, медицинские, психологические и педагогические аспекты летнего отдыха детей (планирование, оценка, мониторинг; отбор детей, работа с родителями, подбор команды лагеря, составление индивидуальных программ психологической помощи, реабилитации и оздоровления);
– методологические, психолого-педагогические и методические основы экологического образования детей;
– специфика организации экологического образования детей в оздоровительных лагерях для детей из радиационных районов;
– эколого-психологический тренинг для коррекции поведения детей в природе;
– методы работы с детьми (игры, конкурсы, экскурсии, спортивные мероприятия, театр, исследовательская работа в природе).
Социально-практический блок
– механизмы профилактики и социальной реабилитации детей в условиях существующих и возникновения новых рисков;
– эффективные формы медицинской и социальной помощи;
– организация адресной помощи семьям и детям в кризисных экологических ситуациях;
– организация и деятельность центров социальной и медицинской помощи семье и детям.
– система комплексных профилактических мер, включающая социально-реабилитационную помощи подросткам и молодым матерям, подготовку кадров, информационное обеспечение деятельности в области охраны репродуктивного здоровья.
– формы и методы пропаганды здорового образа жизни и охрана репродуктивного здоровья подростков.
– роль семьи и ближайшего социального окружения, в первую очередь школы, в формировании у подростков активного неприятия вредных привычек, создании условий для организации досуга, занятия социально полезными видами деятельности;
– меры по поддержке семей с детьми применительно к новым социально-экономическим и экологическим условиям;
– меры по снижению стрессовых состояний, депрессии и дезадаптации детей.
Слушателей семинара знакомят с методами улучшения здоровья детей, обучают практическим методикам, которые можно использовать в образовательных учреждениях и в домашних условиях (информация для родителей и школьных работников), а также дают рекомендации по включению реабилитационных методов в программы лагерей. Тем самым работники районных отделов образования ориентированы на организацию и проведение мониторинга семейного здоровья в каждом конкретном районе, на установление контактов с местными врачами.
Командой РЗК разработаны специальные учебные программы для детей по правильному образу жизни, внимательному и ответственному отношению к здоровью. На основе полученного опыта изданы учебно-методические пособия: «Медико-организационные и психолого-педагогические подходы в реабилитации и сохранении здоровья» (Учеб.-метод. пособ.– М.: Изд-во МНЭПУ, 2003), «Применение современных методов менеджмента и маркетинга при реализации реабилитационных систем и эффективных оздоровительных технологий» (Воткинск, 2003).
Оздоровление детей в летних
и зимних лагерях РЗК
Работа по организации медико-просветительской деятельности и оздоровлению детей в лагерях проводится в Удмуртии (для детей из п.Кизнера и г.. Камбарка), в Брянской (Почепский, Погарский районы), Саратовской, Кировской, Пензенской, Курганской областях.
Всего за 10 лет в детских лагерях РЗК поправили своё здоровье около 4500 детей.
На отдых и оздоровление в первую очередь направляются дети из социально незащищённых семей, с низким уровнем здоровья.
До выезда детей в лагерь проводится предварительное амбулаторное обследование детей с целью выявления хронической патологии, индивидуальных особенностей организма, составляются рекомендации для педагогов и медработника.
При клиническом обследовании детей врачами лагерей (при консультативной помощи специалистов РЗК) уточняются диагнозы, выявляются заболевания и состояния, нуждающиеся в коррекции.
Как показывает наш опыт, клинические данные по лагерям различны, что, по всей видимости, связано с различными критериями отбора детей, но в то же время, везде отмечена характерная для ослабленных детей структура заболеваемости.
Обращает на себя внимание высокая распространённость среди детей, направляемых в оздоровительные лагеря, синдрома «часто и длительно болеющие дети». Например, для детей из Кировской области этот показатель составил около 60%. По мнению специалистов, это связано с болезнями органов дыхания (у 44% детей).
У 50% детей из Пензенской области выявлен гиповитаминоз, дисмикроэлементоз, сочетающийся, как правило, с моче-солевым диатезом. У каждого третьего ребёнка выявлены заболевания эндокринной системы.
У детей из Кизнера и Камбарки преобладают функциональные нарушения сердечно-сосудистой системы (90%) и эндокринные заболевания (73%).
Для детей из Почепа также характерными остаются синдром «часто и длительно болеющий ребёнок» (85%), заболевания сердечно-сосудистой системы (50%), заболевания верхних дыхательных путей. Кроме этого, у каждого пятого ребёнка выявлен дефицит массы тела.
Во всех регионах, где были проведены лагеря, детям были созданы хорошие условия для отдыха, пятиразовое питание, лечение с учетом местных факторов (климатотерапия, прогулки в лесу, минеральные воды, грязи), спортивно-массовые и игровые развивающие мероприятия. Помимо комплексной методики эндоэкологической реабилитации проведены дополнительные консультации высококвалифицированных врачей. Оценка эффективности оздоровления выполнена по правилам доказательной медицины. В программу каждого лагеря был включён всеобуч сохранения здоровья.
Так, например, в Саратовском лагере разработана специальная программа обучения детей сохранению здоровья. Оздоровительно-образовательный проект предусматривает: тематические лекции с применением ТСО (просмотр видео-, слайдфильмов), валеологические практикумы, беседы, диспуты, ролевые игры, викторины, мини-конференции и др. В основу проекта положена система занятий, разработанная в соответствии с особенностями условий пребывания в лагере, ограниченного количества времени, а также с учетом возрастного рубежа (12-15 лет) детей экологического лагеря «Зелёный мир».
Темы занятий – основы ЗОЖ, стрессы, аутогенная тренировка, роль физической культуры, закаливание, правила осанки, здоровое питание и др.
В ходе работы ребятам предложено исследовать и проанализировать состояние своего здоровья. Результаты анализа заносятся в индивидуальный для каждого «Дневник здоровья», который нужно интересно оформить и заполнять ежедневно в течение всего времени пребывания в лагере. Необходимо отметить, что помимо субъективных показателей уровня здоровья (самочувствие, сон, аппетит, настроение, работоспособность), ребята приобретают навыки в измерении объективных показателей (рост, масса тела, ЧСС, температура тела, частота дыхания, мышечная сила и т.д.). Все данные заносятся в индивидуальные для каждого ребёнка таблицы. Затем по этим таблицам составляются графики, по которым можно было легко отследить динамику состояния здоровья и сделать соответствующие выводы. В завершении дети разрабатывают индивидуальную программу оздоровления.
В Саратовском лагере накоплен опыт по комплексной оценке эффективности оздоровления и разработаны дополнительные показатели (критерии эффективности).
Специалисты Почепского лагеря накопили большой опыт организации психолого-педагогической работы. Эксперты, изучив контингент детей и социальный статус их семей, пришли к выводу о необходимости специальной психолого-реабилитационной программы на период лагеря. Для большинства детей поездка в лагерь оказывается первым выездом за пределы семьи. Как следует из анкетирования, дети ощущают страх оказаться вне семьи, в непривычной обстановке, возникают проблемы в общении со сверстниками, с обслуживающим персоналом (страх, недоверие), замкнутость, неумение высказать свои проблемы, тревоги, сформулировать причины дискомфорта, оценить свое психологическое состояние. Работники лагеря совместно с педагогом-психологом разработали ряд мероприятий, направленных на психологическую реабилитацию детей. Это: диагностика – анкетирование, цветовая диагностика/тест, тест САН (Самочувствие–Активность–Настроение), диагностические рисунки /психологические тесты; коррекция – игры-тренинги общения, ролевые игры, соревнования и конкурсы.
Заслуживает большого внимания опыт сочетания педагогических и медицинских аспектов в программах для лагерей, разработанных специалистами Почепского ЗК. В программы включены подвижные игры с одновременным получением знаний в сфере экологии, сохранения здоровья, оказания первой помощи.
Мониторинг состояния здоровья детей
в течение года
В Почепском и Погарском районах Брянской области, в Пензенской областях организовано до и после лагерное наблюдение детей лечащим педиатром, (общее состояние детей, успеваемость в школе, заболеваемость), который продолжает работу с родителями и детьми в рамках клубов здоровья. Такая преемственность в работе способствует оптимальному проведению оздоровления детей в течение всего года.
Мониторинг здоровья детей проводится либо за счёт собственных резервов Зелёного Креста, либо при его финансовой поддержке. Дети проходят углублённое обследование у специалистов – ортопеда, гастроэнтеролога, психоневролога, окулиста и др. с последующим направлением на лечение в амбулаторных условиях, в стационарах или реабилитацию в эколого-оздоровительный лагерь или санаторий.
Родителям каждого ребенка были выданы медицинские рекомендации по дальнейшему контролю состояния здоровья детей и рекомендации по оздоровлению детей в домашних условиях.
Российский Зелёный Крест оказывает разнообразную целевую адресную помощь детям. Так, например, РЗК оплачивает проезд 60 детей (и сопровождающих взрослых) из деревни Козино и г. Щучье Курганской области в Московскую детскую клиническую больницу № 38 для медицинского обследования и лечения. Для нескольких детей были куплены дорогостоящие лекарства, оплачены операции и др. В рамках программы СоцМед дети получают бесплатно витаминные препараты, проходят вакцинацию, и практически в течение всего года находятся под наблюдением врачей, педагогов, психологов.
В общественной организации, такой как РЗК, сосредоточена активная часть граждан, неравнодушных к проблемам общества и самого уязвимого его звена – детей. Все региональные отделения ЗК отдают много сил для того, чтобы молодое поколение росло здоровым, крепким духом и способным изменить жизнь к лучшему.

Возврат к списку