• ОТКРЫТЫЙ ЭЛЕКТРОННЫЙ ЖУРНАЛ

    «Химическое разоружение в Российской Федерации»

О ПЛАНАХ УНИЧТОЖЕНИЯ ХИМИЧЕСКОГО ОРУЖИЯ КАТЕГОРИИ 1 В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

16 Августа 2005

Основные причины, обусловившие необходимость корректировки Программы


1. Несоответствие прогноза поступления иностранной помощи под фактически заложенные параметры Программы.


К настоящему времени международное содействие осуществляется только по отношению к трем из семи объектов по хранению и уничтожению химического оружия (в пос. Горный Саратовской области, г. Щучье Курганской области и г. Камбарка Удмуртской Республики).


Кроме того, объект по уничтожению химического оружия в г. Щучье Курганской области, промышленная зона которого примерно на 40% создается за счет помощи США, предусматривалось построить к исходу 2005 года. Как известно, в период с 1999 года по 2002 год в связи с вето средства США не выделялись. Поэтому указанный срок завершения строительства объекта в г. Щучье по согласованию с американской стороной изменен на 2008 год.


2. В предыдущей редакции Программы предусматрива-лись перевозки химического оружия из г. Кизнер Удмуртской Республики для уничтожения в г. Щучье.


Однако заложенные в проект мощности на объекте в г. Щучье позволят завершить уничтожение имеющихся там запасов химического оружия только в 2012 году. В этой связи дополнительная перевозка боеприпасов из г. Кизнер сразу же явится причиной невыполнения обязательств по Конвенции уничтожить химическое оружие в 2012 году.


Российская Федерация привержена целям Конвенции о запрещении химического оружия и полна решимости уничтожить его до 2012 года. Поэтому всесторонне проработаны вопросы в ключе, позволяющем выполнить обязательства по уничтожению химического оружия. В этой связи была пересмотрена концепция уничтожения артиллерийских химических боеприпасов в части строительства объекта по уничтожению химического оружия в г. Кизнер Удмуртской Республики. В свою очередь это потребовало уточнения планов строительства других объектов по уничтожению химического оружия.


3. Необходимость принятия более жестких мер по обеспечению безопасности с учетом процессов, происходящих в мире.


Этот факт заставил пересмотреть многие подходы к безопасности хранения и уничтожения химического оружия, включая экологические аспекты уничтожения.


В этой связи предусмотрены также конкретные мероприятия по утилизации реакционных масс, остающихся после уничтожения химического оружия, поскольку их накопление может быть причиной появления проблем экологического характера в районах размещения объектов по уничтожению химического оружия. Этого допустить нельзя.


Учитывая указанные, а также другие причины, были уточнены объемы финансирования программных мероприятий, предусматривающие реальное и прогнозируемое поступление средств международной технической помощи на перспективу реализации Программы до 2012 года. Необходимо было также привести параметры Программы в соответствие с требованиями российского бюджетного законодательства.


В целях снижения нагрузки на бюджет планируется привлечение финансовых средств, предоставляемых иностранными государствами. Рассчитываем за счет средств международной технической помощи, дошедшей до объектов и реализованной в конкретных (материализованных) проектах, покрыть не менее 30 % расходов на выполнение мероприятий Программы. По состоянию на 1 июня 2005 года продекларированная иностранными государствами помощь в реализации Программы оценивается в размере около 1 730 млн. долларов США, реально же под конкретные проекты получено чуть более 311 млн. долларов США.


Срок уничтожения всех запасов химического оружия установлен Президентом Российской Федерации к 29 апреля 2012 года, что соответствует положениям Конвенции о запрещении химического оружия. Работы по непосредственному уничтожению запасов химического оружия категории 1 планируется проводить в период по 2012 год с учетом промежуточных этапов и совокупных требований по количеству уничтожаемых отравляющих веществ.


Уточненной редакцией Программы предусматривается создание и эксплуатация семи объектов по уничтожению химического оружия: в пос. Горный Саратовской области (уничтожение химического оружия на объекте осуществляется с декабря 2002 года), в г. Камбарка Удмуртской Республики (начало эксплуатации объекта – 2005 год), в пос. Марадыковский Кировской области (начало эксплуатации объекта – 2006 год), в пос. Леонидовка Пензенской области (начало эксплуатации объекта – 2008 год), в г. Почеп Брянской области (начало эксплуатации объекта – 2008 год), в г. Щучье Курганской области (начало эксплуатации объекта – 2008 год), в г. Кизнер Удмуртской Республики (начало эксплуатации объекта – 2009 год).


Объект по уничтожению химического оружия в г. Кизнер по своим технологическим решениям будет, в основном, соответствовать объекту по уничтожению химического оружия в г. Щучье. Небольшие отличия будут определяться перечнем хранящегося химического оружия.


Объем средств, необходимых для завершения скорректированной Программы, составляет более 145 млрд. рублей. Основные затраты – 63 млрд. рублей — предусматриваются на капитальные вложения в строительство объектов по уничтожению химического оружия.


В апреле 2003 года Российская Федерация выполнила первый этап по уничтожению химического оружия (уничтожение 400 тонн иприта – одного процента запасов).


Уничтожение запасов химического оружия категории 1 в настоящее время продолжается под контролем инспекционных групп Технического секретариата ОЗХО на объекте по уничтожению химического оружия в пос. Горный Саратовской области.


Содействие России в строительстве объекта в пос. Горный оказали Германия, вклад которой в создание данного объекта составляет примерно 20 процентов капитальных вложений, а также Европейский союз, Нидерланды, Финляндия и Польша, в счет помощи которых удалось покрыть до четырех процентов затрат на создание этого объекта. Основные расходы (76 процентов от стоимости объекта) понесла Россия.


На начало сентября 2005 года на объекте в пос. Горный уничтожено 1000 тонн иприта, люизита и ипритно-люизитных смесей. Завершается уничтожение не извлекаемых осадков иприта и люизита с дегазацией емкостей, в которых хранились отравляющие вещества.


Уничтожение всех объявленных на объекте в пос. Горный запасов химического оружия (1 143,2 тонны) планируется завершить в декабре 2005 года.


Выполнение второго этапа


В октябре 2003 года на восьмой сессии Конференции государств – участников Конвенции был утвержден срок выполнения Россией второго этапа уничтожения химического оружия категории 1 (8 тыс. тонн – 20% запасов этого оружия) – до 29 апреля 2007 года.


Для выполнения второго этапа уничтожения химического оружия категории 1 планируется использование следующих трех объектов по уничтожению химического оружия: в пос. Горный Саратовской области; в г. Камбарка Удмуртской Республики; в пос. Марадыковский Кировской области.


На объекте в пос. Горный к концу 2005 года будут уничтожены все хранящиеся там запасы отравляющих веществ – 1143,2 тонны.


До 29 апреля 2007 года на объекте в г. Камбарка планируется уничтожить около 3,2 тыс. тонн отравляющего вещества люизита.


Содействие России в строительстве объекта в г. Камбарка оказывают Германия, вклад которой в создание данного объекта составляет порядка 34% капитальных вложений, а также Европейский союз, Нидерланды, Финляндия, Швейцария и Швеция, в счет помощи которых удалось покрыть до 3% затрат на создание этого объекта. Основные расходы (63% от стоимости объекта) несет Россия.


В конце 2005 года будет завершено строительство первой очереди объекта по уничтожению химического оружия в пос. Марадыковский Кировской области. Начало пуско-наладочных работ планируется с декабря 2005 года с последующей эксплуатацией первой очереди объекта.


Объект в пос. Марадыковский в настоящее время создается только за счет средств федерального бюджета. Предложения по участию в совместных проектах переданы на рассмотрение заинтересованным странам, в том числе в рамках Глобального партнерства. По ряду таких проектов ведется обсуждение технических аспектов их будущего осуществления.


До 29 апреля 2007 года на объекте в пос. Марадыковский планируется уничтожить около 4,4 тыс. тонн отравляющего вещества ВХ.


Таким образом, к установленному для России сроку выполнения второго этапа по уничтожению химического оружия планируется уничтожить в совокупности около 8,7 тыс. тонн отравляющих веществ, относящихся к химическому оружию категории 1, что составит примерно 21,8% от имеющихся российских запасов химического оружия категории 1.


Выполнение третьего и четвертого этапов


Для выполнения третьего (45%) и четвертого (100%) этапов уничтожения химического оружия планируется завершить строительство и ввести в эксплуатацию следующие объекты:




в г. Камбарка Удмуртской Республики;


в пос. Марадыковский Кировской области;


в пос. Леонидовка Пензенской области;


в г. Почеп Брянской области;


в г. Щучье Курганской области;


в г. Кизнер Удмуртской Республики.

На объекте в г. Камбарка до конца 2009 года планируется завершить уничтожение всех имевшихся на данном объекте (после завершения второго этапа) запасов химического оружия — 3,149 тыс. тонн люизита (окончание эксплуатации объекта — 2009 год).


На объекте в пос. Марадыковский в апреле 2007 года планируется завершить создание второй очереди объекта и приступить к ее эксплуатации. На ней поэтапно будут уничтожаться оставшиеся боеприпасы с фосфорорганическими отравляющими веществами и двойными ипритно-люизитными смесями с условием завершения этих работ к 2012 году.


На объектах в поселке Леонидовка и г. Почеп Пензенской и Брянской областей соответственно в настоящее время разворачиваются строительные работы по созданию элементов инженерной и социальной инфраструктуры, завершаются проектно-изыскательные и другие подготовительные работы к началу их полномасштабного строительства. К концу 2009 года на этих объектах планируется уничтожить в совокупности 8,1 тыс. тонн (4,8 и 3,3 тыс. тонн, соответственно). Все запасы химического оружия будут уничтожены в 2012 году.


В строительстве объекта в г. Щучье содействие России оказывают США, вклад которых в его создание составляет порядка 40% капитальных вложений, а также Европейский союз, Швейцария, Канада, Великобритания, Италия, Чехия, Норвегия, Новая Зеландия и Франция, в счет помощи которых планируется покрыть до 9% затрат на создание этого объекта. Основные расходы (51% от стоимости объекта) несет Россия. С расширением международного сотрудничества в строительстве этого объекта данная картина может измениться.


Продолжается строительство производственной зоны объекта в г. Щучье.


На средства Российской Федерации строится производственный корпус № 1А со сроком ввода в эксплуатацию в июне 2008 года.


При помощи США строятся следующие здания и сооружения:




газоспасательная станция (ввод в эксплуатацию – март 2006 года);


административная зона, в т.ч. столовая (ввод в эксплуатацию — апрель 2006 года);


станция доочистки воды (ввод в эксплуатацию – август 2006 года);


участок хранения отходов (ввод в эксплуатацию – февраль 2007 года);


производственный корпус № 1 (ввод в эксплуатацию – июнь 2007 года);


административно-бытовой корпус (ввод в эксплуатацию – июнь 2006 года);


корпус битумирования (ввод в эксплуатацию — март 2007 года);


насосная станция пожаротушения (ввод в эксплуатацию – март 2006 года);


корпус ремонта транспортных средств (ввод в эксплуатацию – июль 2006 года);


склад химического сырья и газов (ввод в эксплуатацию – июль 2006 года);


станция очистки сточных вод (ввод в эксплуатацию – август 2006 года);


водозаборная система (ввод в эксплуатацию — август 2007 года).

В настоящее время американские партнеры ведут активные работы по строительству объекта. Работы финансовыми средствами обеспечены и есть надежда на их выполнение в срок.


Строительство объектов инженерной инфраструктуры осуществляется за счет средств Российской Федерации и государств, присоединившихся к сотрудничеству в последние годы. Социальная инфраструктура создается только за счет средств Российской Федерации.


Уничтожение химического оружия на объекте в г. Щучье планируется начать во второй половине 2008 года, завершение — в 2012 году.


На объекте в г. Кизнер в первом квартале 2009 года планируется завершить все строительно-монтажные и пуско-наладочные работы. В настоящее время на нем проводятся проектно-изыскательные работы по разработке рабочей документации объектов социальной и инженерной инфраструктуры, строительство ее элементов и идет подготовка к началу полномасштабного строительства объекта.


На объекте в г. Кизнер во втором квартале 2009 года планируется начать и к концу года завершить уничтожение 1,0 тыс. тонн фосфорорганических отравляющих веществ. Уничтожение имеющихся на этом объекте запасов химического оружия будет завершено в 2012 году.


Всего в период с 2007 года по конец апреля 2012 года планируется уничтожить примерно 31 тыс. тонн отравляющих веществ, относящихся к химическому оружию категории 1, что нарастающим итогом позволит уничтожить 100 процентов запасов химического оружия категории 1 Российской Федерации.


Международное содействие в области


химического разоружения


Международное сотрудничество в области химического разоружения развивается с 1993 года. По состоянию на сегодняшний день в Российской Федерации подписано в общей сложности 28 соглашений межправительственного и межведомственного характера о взаимодействии с иностранными государствами в сфере химического разоружения. Только за последние два года было подписано 15 соглашений и исполнительных договоренностей.


Учреждение в 2002 году программы Глобального партнерства позволило значительно расширить объемы привлекаемой помощи и географию стран, участвующих в сотрудничестве. Сегодня оно осуществляется с Федеративной Республикой Германией, США, Италией, Великобританией, Норвегией, Нидерландами, Европейским союзом, Канадой, Новой Зеландией, Чешской Республикой, Польшей, Швейцарией. Имеются неплохие перспективы практического осуществления достигнутых договоренностей с Францией и Ирландией.


При иностранном содействии сейчас осуществляется строительство только трех из семи объектов по уничтожению химического оружия, необходимых для выполнения обязательств по Конвенции:




в пос. Горный Саратовской области: объем оказанного содействия – 66,1 млн. долларов США (24% от общих затрат на создание объекта);

§ в г. Камбарка Удмуртской Республики: объем оказанного содействия – 153,8 млн. долларов США (37% от общих затрат на создание объекта);


§ в г. Щучье Курганской области: объем оказанного содействия – 140,5 млн. долларов США (49% от общих затрат на создание объекта).


В основном сотрудничество с иностранными партнерами в сфере химического разоружения осуществляется в форме поставок оборудования и создания элементов промышленной и инженерной инфраструктуры строящихся объектов по уничтожению химического оружия, осуществления монтажных и пуско-наладочных работ, обучения специалистов.


Финансирование строительных работ по созданию объектов уничтожения химического оружия в пределах до 40% от совокупных затрат на их сооружение может оказать значительную помощь России в решении этой важной проблемы.


Необходимо также России содействие и в финансировании создания объектов социальной инфраструктуры, которая строится в интересах регионов, где находятся объекты уничтожения химического оружия. Расходы на эти виды работ составляют до 20% совокупной стоимости самих объектов.


Практически полученные объемы международной финансовой помощи, реализованные в конкретных статьях программы химического разоружения в России, составляют 14% объема средств, выделенных Россией в период до 2005 года на Программу. Если сравнить полученные и реализованные в проектах средства международной помощи с предусмотренными затратами по Программе, то они пока составляют всего 2%. Это не соответствует объемам заявленной иностранными партнерами безвозмездной помощи и не обеспечивает необходимой динамики развертывания работ.


Россия надеется, что объем помощи от зарубежных партнеров, дошедшей до объекта, составит не менее 30% всех расходов на выполнение Программы. Важной является и своевременная информация по перспективам и объемам выделяемых финансовых средств, так как ее отсутствие осложняет перспективное планирование затрат на Программу за счет средств федерального бюджета Российской Федерации.

Возврат к списку