- Главная >
- Публикации >
- Научный аспект >
- О ПЛАНАХ УНИЧТОЖЕНИЯ ХИМИЧЕСКОГО ОРУЖИЯ КАТЕГОРИИ 1 В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
О ПЛАНАХ УНИЧТОЖЕНИЯ ХИМИЧЕСКОГО ОРУЖИЯ КАТЕГОРИИ 1 В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
16 Августа 2005
Основные причины, обусловившие необходимость корректировки Программы
1. Несоответствие прогноза поступления иностранной помощи под фактически заложенные параметры Программы.
К настоящему времени международное содействие осуществляется только по отношению к трем из семи объектов по хранению и уничтожению химического оружия (в пос. Горный Саратовской области, г. Щучье Курганской области и г. Камбарка Удмуртской Республики).
Кроме того, объект по уничтожению химического оружия в г. Щучье Курганской области, промышленная зона которого примерно на 40% создается за счет помощи США, предусматривалось построить к исходу 2005 года. Как известно, в период с 1999 года по 2002 год в связи с вето средства США не выделялись. Поэтому указанный срок завершения строительства объекта в г. Щучье по согласованию с американской стороной изменен на 2008 год.
2. В предыдущей редакции Программы предусматрива-лись перевозки химического оружия из г. Кизнер Удмуртской Республики для уничтожения в г. Щучье.
Однако заложенные в проект мощности на объекте в г. Щучье позволят завершить уничтожение имеющихся там запасов химического оружия только в 2012 году. В этой связи дополнительная перевозка боеприпасов из г. Кизнер сразу же явится причиной невыполнения обязательств по Конвенции уничтожить химическое оружие в 2012 году.
Российская Федерация привержена целям Конвенции о запрещении химического оружия и полна решимости уничтожить его до 2012 года. Поэтому всесторонне проработаны вопросы в ключе, позволяющем выполнить обязательства по уничтожению химического оружия. В этой связи была пересмотрена концепция уничтожения артиллерийских химических боеприпасов в части строительства объекта по уничтожению химического оружия в г. Кизнер Удмуртской Республики. В свою очередь это потребовало уточнения планов строительства других объектов по уничтожению химического оружия.
3. Необходимость принятия более жестких мер по обеспечению безопасности с учетом процессов, происходящих в мире.
Этот факт заставил пересмотреть многие подходы к безопасности хранения и уничтожения химического оружия, включая экологические аспекты уничтожения.
В этой связи предусмотрены также конкретные мероприятия по утилизации реакционных масс, остающихся после уничтожения химического оружия, поскольку их накопление может быть причиной появления проблем экологического характера в районах размещения объектов по уничтожению химического оружия. Этого допустить нельзя.
Учитывая указанные, а также другие причины, были уточнены объемы финансирования программных мероприятий, предусматривающие реальное и прогнозируемое поступление средств международной технической помощи на перспективу реализации Программы до 2012 года. Необходимо было также привести параметры Программы в соответствие с требованиями российского бюджетного законодательства.
В целях снижения нагрузки на бюджет планируется привлечение финансовых средств, предоставляемых иностранными государствами. Рассчитываем за счет средств международной технической помощи, дошедшей до объектов и реализованной в конкретных (материализованных) проектах, покрыть не менее 30 % расходов на выполнение мероприятий Программы. По состоянию на 1 июня 2005 года продекларированная иностранными государствами помощь в реализации Программы оценивается в размере около 1 730 млн. долларов США, реально же под конкретные проекты получено чуть более 311 млн. долларов США.
Срок уничтожения всех запасов химического оружия установлен Президентом Российской Федерации к 29 апреля 2012 года, что соответствует положениям Конвенции о запрещении химического оружия. Работы по непосредственному уничтожению запасов химического оружия категории 1 планируется проводить в период по 2012 год с учетом промежуточных этапов и совокупных требований по количеству уничтожаемых отравляющих веществ.
Уточненной редакцией Программы предусматривается создание и эксплуатация семи объектов по уничтожению химического оружия: в пос. Горный Саратовской области (уничтожение химического оружия на объекте осуществляется с декабря 2002 года), в г. Камбарка Удмуртской Республики (начало эксплуатации объекта – 2005 год), в пос. Марадыковский Кировской области (начало эксплуатации объекта – 2006 год), в пос. Леонидовка Пензенской области (начало эксплуатации объекта – 2008 год), в г. Почеп Брянской области (начало эксплуатации объекта – 2008 год), в г. Щучье Курганской области (начало эксплуатации объекта – 2008 год), в г. Кизнер Удмуртской Республики (начало эксплуатации объекта – 2009 год).
Объект по уничтожению химического оружия в г. Кизнер по своим технологическим решениям будет, в основном, соответствовать объекту по уничтожению химического оружия в г. Щучье. Небольшие отличия будут определяться перечнем хранящегося химического оружия.
Объем средств, необходимых для завершения скорректированной Программы, составляет более 145 млрд. рублей. Основные затраты – 63 млрд. рублей — предусматриваются на капитальные вложения в строительство объектов по уничтожению химического оружия.
В апреле 2003 года Российская Федерация выполнила первый этап по уничтожению химического оружия (уничтожение 400 тонн иприта – одного процента запасов).
Уничтожение запасов химического оружия категории 1 в настоящее время продолжается под контролем инспекционных групп Технического секретариата ОЗХО на объекте по уничтожению химического оружия в пос. Горный Саратовской области.
Содействие России в строительстве объекта в пос. Горный оказали Германия, вклад которой в создание данного объекта составляет примерно 20 процентов капитальных вложений, а также Европейский союз, Нидерланды, Финляндия и Польша, в счет помощи которых удалось покрыть до четырех процентов затрат на создание этого объекта. Основные расходы (76 процентов от стоимости объекта) понесла Россия.
На начало сентября 2005 года на объекте в пос. Горный уничтожено 1000 тонн иприта, люизита и ипритно-люизитных смесей. Завершается уничтожение не извлекаемых осадков иприта и люизита с дегазацией емкостей, в которых хранились отравляющие вещества.
Уничтожение всех объявленных на объекте в пос. Горный запасов химического оружия (1 143,2 тонны) планируется завершить в декабре 2005 года.
Выполнение второго этапа
В октябре 2003 года на восьмой сессии Конференции государств – участников Конвенции был утвержден срок выполнения Россией второго этапа уничтожения химического оружия категории 1 (8 тыс. тонн – 20% запасов этого оружия) – до 29 апреля 2007 года.
Для выполнения второго этапа уничтожения химического оружия категории 1 планируется использование следующих трех объектов по уничтожению химического оружия: в пос. Горный Саратовской области; в г. Камбарка Удмуртской Республики; в пос. Марадыковский Кировской области.
На объекте в пос. Горный к концу 2005 года будут уничтожены все хранящиеся там запасы отравляющих веществ – 1143,2 тонны.
До 29 апреля 2007 года на объекте в г. Камбарка планируется уничтожить около 3,2 тыс. тонн отравляющего вещества люизита.
Содействие России в строительстве объекта в г. Камбарка оказывают Германия, вклад которой в создание данного объекта составляет порядка 34% капитальных вложений, а также Европейский союз, Нидерланды, Финляндия, Швейцария и Швеция, в счет помощи которых удалось покрыть до 3% затрат на создание этого объекта. Основные расходы (63% от стоимости объекта) несет Россия.
В конце 2005 года будет завершено строительство первой очереди объекта по уничтожению химического оружия в пос. Марадыковский Кировской области. Начало пуско-наладочных работ планируется с декабря 2005 года с последующей эксплуатацией первой очереди объекта.
Объект в пос. Марадыковский в настоящее время создается только за счет средств федерального бюджета. Предложения по участию в совместных проектах переданы на рассмотрение заинтересованным странам, в том числе в рамках Глобального партнерства. По ряду таких проектов ведется обсуждение технических аспектов их будущего осуществления.
До 29 апреля 2007 года на объекте в пос. Марадыковский планируется уничтожить около 4,4 тыс. тонн отравляющего вещества ВХ.
Таким образом, к установленному для России сроку выполнения второго этапа по уничтожению химического оружия планируется уничтожить в совокупности около 8,7 тыс. тонн отравляющих веществ, относящихся к химическому оружию категории 1, что составит примерно 21,8% от имеющихся российских запасов химического оружия категории 1.
Выполнение третьего и четвертого этапов
Для выполнения третьего (45%) и четвертого (100%) этапов уничтожения химического оружия планируется завершить строительство и ввести в эксплуатацию следующие объекты:
в г. Камбарка Удмуртской Республики;
в пос. Марадыковский Кировской области;
в пос. Леонидовка Пензенской области;
в г. Почеп Брянской области;
в г. Щучье Курганской области;
в г. Кизнер Удмуртской Республики.
На объекте в г. Камбарка до конца 2009 года планируется завершить уничтожение всех имевшихся на данном объекте (после завершения второго этапа) запасов химического оружия — 3,149 тыс. тонн люизита (окончание эксплуатации объекта — 2009 год).
На объекте в пос. Марадыковский в апреле 2007 года планируется завершить создание второй очереди объекта и приступить к ее эксплуатации. На ней поэтапно будут уничтожаться оставшиеся боеприпасы с фосфорорганическими отравляющими веществами и двойными ипритно-люизитными смесями с условием завершения этих работ к 2012 году.
На объектах в поселке Леонидовка и г. Почеп Пензенской и Брянской областей соответственно в настоящее время разворачиваются строительные работы по созданию элементов инженерной и социальной инфраструктуры, завершаются проектно-изыскательные и другие подготовительные работы к началу их полномасштабного строительства. К концу 2009 года на этих объектах планируется уничтожить в совокупности 8,1 тыс. тонн (4,8 и 3,3 тыс. тонн, соответственно). Все запасы химического оружия будут уничтожены в 2012 году.
В строительстве объекта в г. Щучье содействие России оказывают США, вклад которых в его создание составляет порядка 40% капитальных вложений, а также Европейский союз, Швейцария, Канада, Великобритания, Италия, Чехия, Норвегия, Новая Зеландия и Франция, в счет помощи которых планируется покрыть до 9% затрат на создание этого объекта. Основные расходы (51% от стоимости объекта) несет Россия. С расширением международного сотрудничества в строительстве этого объекта данная картина может измениться.
Продолжается строительство производственной зоны объекта в г. Щучье.
На средства Российской Федерации строится производственный корпус № 1А со сроком ввода в эксплуатацию в июне 2008 года.
При помощи США строятся следующие здания и сооружения:
газоспасательная станция (ввод в эксплуатацию – март 2006 года);
административная зона, в т.ч. столовая (ввод в эксплуатацию — апрель 2006 года);
станция доочистки воды (ввод в эксплуатацию – август 2006 года);
участок хранения отходов (ввод в эксплуатацию – февраль 2007 года);
производственный корпус № 1 (ввод в эксплуатацию – июнь 2007 года);
административно-бытовой корпус (ввод в эксплуатацию – июнь 2006 года);
корпус битумирования (ввод в эксплуатацию — март 2007 года);
насосная станция пожаротушения (ввод в эксплуатацию – март 2006 года);
корпус ремонта транспортных средств (ввод в эксплуатацию – июль 2006 года);
склад химического сырья и газов (ввод в эксплуатацию – июль 2006 года);
станция очистки сточных вод (ввод в эксплуатацию – август 2006 года);
водозаборная система (ввод в эксплуатацию — август 2007 года).
В настоящее время американские партнеры ведут активные работы по строительству объекта. Работы финансовыми средствами обеспечены и есть надежда на их выполнение в срок.
Строительство объектов инженерной инфраструктуры осуществляется за счет средств Российской Федерации и государств, присоединившихся к сотрудничеству в последние годы. Социальная инфраструктура создается только за счет средств Российской Федерации.
Уничтожение химического оружия на объекте в г. Щучье планируется начать во второй половине 2008 года, завершение — в 2012 году.
На объекте в г. Кизнер в первом квартале 2009 года планируется завершить все строительно-монтажные и пуско-наладочные работы. В настоящее время на нем проводятся проектно-изыскательные работы по разработке рабочей документации объектов социальной и инженерной инфраструктуры, строительство ее элементов и идет подготовка к началу полномасштабного строительства объекта.
На объекте в г. Кизнер во втором квартале 2009 года планируется начать и к концу года завершить уничтожение 1,0 тыс. тонн фосфорорганических отравляющих веществ. Уничтожение имеющихся на этом объекте запасов химического оружия будет завершено в 2012 году.
Всего в период с 2007 года по конец апреля 2012 года планируется уничтожить примерно 31 тыс. тонн отравляющих веществ, относящихся к химическому оружию категории 1, что нарастающим итогом позволит уничтожить 100 процентов запасов химического оружия категории 1 Российской Федерации.
Международное содействие в области
химического разоружения
Международное сотрудничество в области химического разоружения развивается с 1993 года. По состоянию на сегодняшний день в Российской Федерации подписано в общей сложности 28 соглашений межправительственного и межведомственного характера о взаимодействии с иностранными государствами в сфере химического разоружения. Только за последние два года было подписано 15 соглашений и исполнительных договоренностей.
Учреждение в 2002 году программы Глобального партнерства позволило значительно расширить объемы привлекаемой помощи и географию стран, участвующих в сотрудничестве. Сегодня оно осуществляется с Федеративной Республикой Германией, США, Италией, Великобританией, Норвегией, Нидерландами, Европейским союзом, Канадой, Новой Зеландией, Чешской Республикой, Польшей, Швейцарией. Имеются неплохие перспективы практического осуществления достигнутых договоренностей с Францией и Ирландией.
При иностранном содействии сейчас осуществляется строительство только трех из семи объектов по уничтожению химического оружия, необходимых для выполнения обязательств по Конвенции:
в пос. Горный Саратовской области: объем оказанного содействия – 66,1 млн. долларов США (24% от общих затрат на создание объекта);
§ в г. Камбарка Удмуртской Республики: объем оказанного содействия – 153,8 млн. долларов США (37% от общих затрат на создание объекта);
§ в г. Щучье Курганской области: объем оказанного содействия – 140,5 млн. долларов США (49% от общих затрат на создание объекта).
В основном сотрудничество с иностранными партнерами в сфере химического разоружения осуществляется в форме поставок оборудования и создания элементов промышленной и инженерной инфраструктуры строящихся объектов по уничтожению химического оружия, осуществления монтажных и пуско-наладочных работ, обучения специалистов.
Финансирование строительных работ по созданию объектов уничтожения химического оружия в пределах до 40% от совокупных затрат на их сооружение может оказать значительную помощь России в решении этой важной проблемы.
Необходимо также России содействие и в финансировании создания объектов социальной инфраструктуры, которая строится в интересах регионов, где находятся объекты уничтожения химического оружия. Расходы на эти виды работ составляют до 20% совокупной стоимости самих объектов.
Практически полученные объемы международной финансовой помощи, реализованные в конкретных статьях программы химического разоружения в России, составляют 14% объема средств, выделенных Россией в период до 2005 года на Программу. Если сравнить полученные и реализованные в проектах средства международной помощи с предусмотренными затратами по Программе, то они пока составляют всего 2%. Это не соответствует объемам заявленной иностранными партнерами безвозмездной помощи и не обеспечивает необходимой динамики развертывания работ.
Россия надеется, что объем помощи от зарубежных партнеров, дошедшей до объекта, составит не менее 30% всех расходов на выполнение Программы. Важной является и своевременная информация по перспективам и объемам выделяемых финансовых средств, так как ее отсутствие осложняет перспективное планирование затрат на Программу за счет средств федерального бюджета Российской Федерации.
1. Несоответствие прогноза поступления иностранной помощи под фактически заложенные параметры Программы.
К настоящему времени международное содействие осуществляется только по отношению к трем из семи объектов по хранению и уничтожению химического оружия (в пос. Горный Саратовской области, г. Щучье Курганской области и г. Камбарка Удмуртской Республики).
Кроме того, объект по уничтожению химического оружия в г. Щучье Курганской области, промышленная зона которого примерно на 40% создается за счет помощи США, предусматривалось построить к исходу 2005 года. Как известно, в период с 1999 года по 2002 год в связи с вето средства США не выделялись. Поэтому указанный срок завершения строительства объекта в г. Щучье по согласованию с американской стороной изменен на 2008 год.
2. В предыдущей редакции Программы предусматрива-лись перевозки химического оружия из г. Кизнер Удмуртской Республики для уничтожения в г. Щучье.
Однако заложенные в проект мощности на объекте в г. Щучье позволят завершить уничтожение имеющихся там запасов химического оружия только в 2012 году. В этой связи дополнительная перевозка боеприпасов из г. Кизнер сразу же явится причиной невыполнения обязательств по Конвенции уничтожить химическое оружие в 2012 году.
Российская Федерация привержена целям Конвенции о запрещении химического оружия и полна решимости уничтожить его до 2012 года. Поэтому всесторонне проработаны вопросы в ключе, позволяющем выполнить обязательства по уничтожению химического оружия. В этой связи была пересмотрена концепция уничтожения артиллерийских химических боеприпасов в части строительства объекта по уничтожению химического оружия в г. Кизнер Удмуртской Республики. В свою очередь это потребовало уточнения планов строительства других объектов по уничтожению химического оружия.
3. Необходимость принятия более жестких мер по обеспечению безопасности с учетом процессов, происходящих в мире.
Этот факт заставил пересмотреть многие подходы к безопасности хранения и уничтожения химического оружия, включая экологические аспекты уничтожения.
В этой связи предусмотрены также конкретные мероприятия по утилизации реакционных масс, остающихся после уничтожения химического оружия, поскольку их накопление может быть причиной появления проблем экологического характера в районах размещения объектов по уничтожению химического оружия. Этого допустить нельзя.
Учитывая указанные, а также другие причины, были уточнены объемы финансирования программных мероприятий, предусматривающие реальное и прогнозируемое поступление средств международной технической помощи на перспективу реализации Программы до 2012 года. Необходимо было также привести параметры Программы в соответствие с требованиями российского бюджетного законодательства.
В целях снижения нагрузки на бюджет планируется привлечение финансовых средств, предоставляемых иностранными государствами. Рассчитываем за счет средств международной технической помощи, дошедшей до объектов и реализованной в конкретных (материализованных) проектах, покрыть не менее 30 % расходов на выполнение мероприятий Программы. По состоянию на 1 июня 2005 года продекларированная иностранными государствами помощь в реализации Программы оценивается в размере около 1 730 млн. долларов США, реально же под конкретные проекты получено чуть более 311 млн. долларов США.
Срок уничтожения всех запасов химического оружия установлен Президентом Российской Федерации к 29 апреля 2012 года, что соответствует положениям Конвенции о запрещении химического оружия. Работы по непосредственному уничтожению запасов химического оружия категории 1 планируется проводить в период по 2012 год с учетом промежуточных этапов и совокупных требований по количеству уничтожаемых отравляющих веществ.
Уточненной редакцией Программы предусматривается создание и эксплуатация семи объектов по уничтожению химического оружия: в пос. Горный Саратовской области (уничтожение химического оружия на объекте осуществляется с декабря 2002 года), в г. Камбарка Удмуртской Республики (начало эксплуатации объекта – 2005 год), в пос. Марадыковский Кировской области (начало эксплуатации объекта – 2006 год), в пос. Леонидовка Пензенской области (начало эксплуатации объекта – 2008 год), в г. Почеп Брянской области (начало эксплуатации объекта – 2008 год), в г. Щучье Курганской области (начало эксплуатации объекта – 2008 год), в г. Кизнер Удмуртской Республики (начало эксплуатации объекта – 2009 год).
Объект по уничтожению химического оружия в г. Кизнер по своим технологическим решениям будет, в основном, соответствовать объекту по уничтожению химического оружия в г. Щучье. Небольшие отличия будут определяться перечнем хранящегося химического оружия.
Объем средств, необходимых для завершения скорректированной Программы, составляет более 145 млрд. рублей. Основные затраты – 63 млрд. рублей — предусматриваются на капитальные вложения в строительство объектов по уничтожению химического оружия.
В апреле 2003 года Российская Федерация выполнила первый этап по уничтожению химического оружия (уничтожение 400 тонн иприта – одного процента запасов).
Уничтожение запасов химического оружия категории 1 в настоящее время продолжается под контролем инспекционных групп Технического секретариата ОЗХО на объекте по уничтожению химического оружия в пос. Горный Саратовской области.
Содействие России в строительстве объекта в пос. Горный оказали Германия, вклад которой в создание данного объекта составляет примерно 20 процентов капитальных вложений, а также Европейский союз, Нидерланды, Финляндия и Польша, в счет помощи которых удалось покрыть до четырех процентов затрат на создание этого объекта. Основные расходы (76 процентов от стоимости объекта) понесла Россия.
На начало сентября 2005 года на объекте в пос. Горный уничтожено 1000 тонн иприта, люизита и ипритно-люизитных смесей. Завершается уничтожение не извлекаемых осадков иприта и люизита с дегазацией емкостей, в которых хранились отравляющие вещества.
Уничтожение всех объявленных на объекте в пос. Горный запасов химического оружия (1 143,2 тонны) планируется завершить в декабре 2005 года.
Выполнение второго этапа
В октябре 2003 года на восьмой сессии Конференции государств – участников Конвенции был утвержден срок выполнения Россией второго этапа уничтожения химического оружия категории 1 (8 тыс. тонн – 20% запасов этого оружия) – до 29 апреля 2007 года.
Для выполнения второго этапа уничтожения химического оружия категории 1 планируется использование следующих трех объектов по уничтожению химического оружия: в пос. Горный Саратовской области; в г. Камбарка Удмуртской Республики; в пос. Марадыковский Кировской области.
На объекте в пос. Горный к концу 2005 года будут уничтожены все хранящиеся там запасы отравляющих веществ – 1143,2 тонны.
До 29 апреля 2007 года на объекте в г. Камбарка планируется уничтожить около 3,2 тыс. тонн отравляющего вещества люизита.
Содействие России в строительстве объекта в г. Камбарка оказывают Германия, вклад которой в создание данного объекта составляет порядка 34% капитальных вложений, а также Европейский союз, Нидерланды, Финляндия, Швейцария и Швеция, в счет помощи которых удалось покрыть до 3% затрат на создание этого объекта. Основные расходы (63% от стоимости объекта) несет Россия.
В конце 2005 года будет завершено строительство первой очереди объекта по уничтожению химического оружия в пос. Марадыковский Кировской области. Начало пуско-наладочных работ планируется с декабря 2005 года с последующей эксплуатацией первой очереди объекта.
Объект в пос. Марадыковский в настоящее время создается только за счет средств федерального бюджета. Предложения по участию в совместных проектах переданы на рассмотрение заинтересованным странам, в том числе в рамках Глобального партнерства. По ряду таких проектов ведется обсуждение технических аспектов их будущего осуществления.
До 29 апреля 2007 года на объекте в пос. Марадыковский планируется уничтожить около 4,4 тыс. тонн отравляющего вещества ВХ.
Таким образом, к установленному для России сроку выполнения второго этапа по уничтожению химического оружия планируется уничтожить в совокупности около 8,7 тыс. тонн отравляющих веществ, относящихся к химическому оружию категории 1, что составит примерно 21,8% от имеющихся российских запасов химического оружия категории 1.
Выполнение третьего и четвертого этапов
Для выполнения третьего (45%) и четвертого (100%) этапов уничтожения химического оружия планируется завершить строительство и ввести в эксплуатацию следующие объекты:
в г. Камбарка Удмуртской Республики;
в пос. Марадыковский Кировской области;
в пос. Леонидовка Пензенской области;
в г. Почеп Брянской области;
в г. Щучье Курганской области;
в г. Кизнер Удмуртской Республики.
На объекте в г. Камбарка до конца 2009 года планируется завершить уничтожение всех имевшихся на данном объекте (после завершения второго этапа) запасов химического оружия — 3,149 тыс. тонн люизита (окончание эксплуатации объекта — 2009 год).
На объекте в пос. Марадыковский в апреле 2007 года планируется завершить создание второй очереди объекта и приступить к ее эксплуатации. На ней поэтапно будут уничтожаться оставшиеся боеприпасы с фосфорорганическими отравляющими веществами и двойными ипритно-люизитными смесями с условием завершения этих работ к 2012 году.
На объектах в поселке Леонидовка и г. Почеп Пензенской и Брянской областей соответственно в настоящее время разворачиваются строительные работы по созданию элементов инженерной и социальной инфраструктуры, завершаются проектно-изыскательные и другие подготовительные работы к началу их полномасштабного строительства. К концу 2009 года на этих объектах планируется уничтожить в совокупности 8,1 тыс. тонн (4,8 и 3,3 тыс. тонн, соответственно). Все запасы химического оружия будут уничтожены в 2012 году.
В строительстве объекта в г. Щучье содействие России оказывают США, вклад которых в его создание составляет порядка 40% капитальных вложений, а также Европейский союз, Швейцария, Канада, Великобритания, Италия, Чехия, Норвегия, Новая Зеландия и Франция, в счет помощи которых планируется покрыть до 9% затрат на создание этого объекта. Основные расходы (51% от стоимости объекта) несет Россия. С расширением международного сотрудничества в строительстве этого объекта данная картина может измениться.
Продолжается строительство производственной зоны объекта в г. Щучье.
На средства Российской Федерации строится производственный корпус № 1А со сроком ввода в эксплуатацию в июне 2008 года.
При помощи США строятся следующие здания и сооружения:
газоспасательная станция (ввод в эксплуатацию – март 2006 года);
административная зона, в т.ч. столовая (ввод в эксплуатацию — апрель 2006 года);
станция доочистки воды (ввод в эксплуатацию – август 2006 года);
участок хранения отходов (ввод в эксплуатацию – февраль 2007 года);
производственный корпус № 1 (ввод в эксплуатацию – июнь 2007 года);
административно-бытовой корпус (ввод в эксплуатацию – июнь 2006 года);
корпус битумирования (ввод в эксплуатацию — март 2007 года);
насосная станция пожаротушения (ввод в эксплуатацию – март 2006 года);
корпус ремонта транспортных средств (ввод в эксплуатацию – июль 2006 года);
склад химического сырья и газов (ввод в эксплуатацию – июль 2006 года);
станция очистки сточных вод (ввод в эксплуатацию – август 2006 года);
водозаборная система (ввод в эксплуатацию — август 2007 года).
В настоящее время американские партнеры ведут активные работы по строительству объекта. Работы финансовыми средствами обеспечены и есть надежда на их выполнение в срок.
Строительство объектов инженерной инфраструктуры осуществляется за счет средств Российской Федерации и государств, присоединившихся к сотрудничеству в последние годы. Социальная инфраструктура создается только за счет средств Российской Федерации.
Уничтожение химического оружия на объекте в г. Щучье планируется начать во второй половине 2008 года, завершение — в 2012 году.
На объекте в г. Кизнер в первом квартале 2009 года планируется завершить все строительно-монтажные и пуско-наладочные работы. В настоящее время на нем проводятся проектно-изыскательные работы по разработке рабочей документации объектов социальной и инженерной инфраструктуры, строительство ее элементов и идет подготовка к началу полномасштабного строительства объекта.
На объекте в г. Кизнер во втором квартале 2009 года планируется начать и к концу года завершить уничтожение 1,0 тыс. тонн фосфорорганических отравляющих веществ. Уничтожение имеющихся на этом объекте запасов химического оружия будет завершено в 2012 году.
Всего в период с 2007 года по конец апреля 2012 года планируется уничтожить примерно 31 тыс. тонн отравляющих веществ, относящихся к химическому оружию категории 1, что нарастающим итогом позволит уничтожить 100 процентов запасов химического оружия категории 1 Российской Федерации.
Международное содействие в области
химического разоружения
Международное сотрудничество в области химического разоружения развивается с 1993 года. По состоянию на сегодняшний день в Российской Федерации подписано в общей сложности 28 соглашений межправительственного и межведомственного характера о взаимодействии с иностранными государствами в сфере химического разоружения. Только за последние два года было подписано 15 соглашений и исполнительных договоренностей.
Учреждение в 2002 году программы Глобального партнерства позволило значительно расширить объемы привлекаемой помощи и географию стран, участвующих в сотрудничестве. Сегодня оно осуществляется с Федеративной Республикой Германией, США, Италией, Великобританией, Норвегией, Нидерландами, Европейским союзом, Канадой, Новой Зеландией, Чешской Республикой, Польшей, Швейцарией. Имеются неплохие перспективы практического осуществления достигнутых договоренностей с Францией и Ирландией.
При иностранном содействии сейчас осуществляется строительство только трех из семи объектов по уничтожению химического оружия, необходимых для выполнения обязательств по Конвенции:
в пос. Горный Саратовской области: объем оказанного содействия – 66,1 млн. долларов США (24% от общих затрат на создание объекта);
§ в г. Камбарка Удмуртской Республики: объем оказанного содействия – 153,8 млн. долларов США (37% от общих затрат на создание объекта);
§ в г. Щучье Курганской области: объем оказанного содействия – 140,5 млн. долларов США (49% от общих затрат на создание объекта).
В основном сотрудничество с иностранными партнерами в сфере химического разоружения осуществляется в форме поставок оборудования и создания элементов промышленной и инженерной инфраструктуры строящихся объектов по уничтожению химического оружия, осуществления монтажных и пуско-наладочных работ, обучения специалистов.
Финансирование строительных работ по созданию объектов уничтожения химического оружия в пределах до 40% от совокупных затрат на их сооружение может оказать значительную помощь России в решении этой важной проблемы.
Необходимо также России содействие и в финансировании создания объектов социальной инфраструктуры, которая строится в интересах регионов, где находятся объекты уничтожения химического оружия. Расходы на эти виды работ составляют до 20% совокупной стоимости самих объектов.
Практически полученные объемы международной финансовой помощи, реализованные в конкретных статьях программы химического разоружения в России, составляют 14% объема средств, выделенных Россией в период до 2005 года на Программу. Если сравнить полученные и реализованные в проектах средства международной помощи с предусмотренными затратами по Программе, то они пока составляют всего 2%. Это не соответствует объемам заявленной иностранными партнерами безвозмездной помощи и не обеспечивает необходимой динамики развертывания работ.
Россия надеется, что объем помощи от зарубежных партнеров, дошедшей до объекта, составит не менее 30% всех расходов на выполнение Программы. Важной является и своевременная информация по перспективам и объемам выделяемых финансовых средств, так как ее отсутствие осложняет перспективное планирование затрат на Программу за счет средств федерального бюджета Российской Федерации.