• ОТКРЫТЫЙ ЭЛЕКТРОННЫЙ ЖУРНАЛ

    «Химическое разоружение в Российской Федерации»

О РАБОТЕ ГОСУДАРСТВЕННОЙ КОМИССИИ ПО ХИМИЧЕСКОМУ РАЗОРУЖЕНИЮ В 2004 г. Тезисы выступления на ФОРУМЕ-ДИАЛОГЕ

16 Августа 2005

Харичев А.Д.
Начальник Департамента внутренней политики в Приволжском федеральном округе, Секретарь Государственной комиссии по химическому разоружению


В системе управления процессом уничтожения химического оружия в Российской Федерации Государственная комиссия по химическому разоружению выполняет политическую функцию. В Государственной комиссии представлены органы власти регионов хранения и уничтожения химического оружия, депутаты и сенаторы Федерального собрания Российской Федерации, а также все ведущие Федеральные министерства и ведомства, участвующие в Программе уничтожения химического оружия. Государственная комиссия является политической площадкой по согласованию позиций между федеральными и региональными органами власти по выработке стратегических решений в области химического разоружения.


Государственная политика Российской Федерации в области химического разоружения, о чем не раз подчеркивал Председатель Государственной комиссии по химическому разоружения С.В.Кириенко, имеет два приоритета. Первый приоритет — это безопасное уничтожение всех имеющихся на территории России запасов химического оружия, а второй приоритет — это выполнение международных обязательств Российской Федерацией в области химического разоружения.


Именно с учетом этих приоритетов и строит свою работу Государственная комиссия в этом году. В течение года было проведено 3 заседания Государственной комиссии и несколько совещаний. В феврале Государственная комиссия собиралась для подведения итогов 2003 года и определения основных направлений деятельности в области химического разоружения в 2004 году. В июле на заседании Государственной комиссии рассматривались уточнения в национальную Программу по уничтожению химического оружия, которые предлагало Федеральное агентство по промышленности. А в начале октября Государственная комиссия рассматривала деятельность по обеспечению безопасности при хранении и уничтожении химического оружия, а также определяла приоритеты финансирования в области химического разоружения в 2005 году.


Основные усилия деятельности Государственной комиссии в 2004 году были направлены на решение трех задач:


— анализ систем безопасности на объектах по хранению и уничтожению химического оружия, разработка и реализация комплекса неотложных мер по обеспечению безопасности, прежде всего, антитеррористической при хранении и уничтожении химического оружия. Планируется, что уже в первом квартале 2005 года будет завершена модернизация систем безопасности на всех российских объектах по хранению химического оружия;


— обеспечение достаточного финансирования для создания условий выполнения Российской Федерацией второго этапа Конвенции. После консультаций с Правительством Российской Федерации бюджет на Программу в 2005 году увеличен в два раза и составит 11 млрд. рублей;


— согласование позиций по уточнению национальной Программы химического разоружения. Уточнения в Программу будут внесены до 1 декабря с.г. и представлены Агентством на рассмотрение в Правительство Российской Федерации.


На своем заседании 6 октября этого года Государственная комиссия по химическому разоружению определила приоритеты финансирования в 2005 году. Прежде всего, это обеспечение антитеррористической, химической, пожарной, технологической и экологической безопасности при хранении и уничтожении химического оружия, обеспечение надежного функционирования объекта по уничтожению химического оружия в пгт. Горный, безопасное уничтожение на нем запланированных объемов химического оружия и создание технологической базы для переработки и утилизации реакционных масс.


Безусловно, в приоритеты финансирования вынесено и завершение работ по строительству объектов по уничтожению химического оружия с учетом необходимости выполнения Россией второго этапа реализации Конвенции о запрещении химического оружия в 2007 году и создание задела для выполнения третьего этапа уничтожения химического оружия.


В связи с этим, предполагается основную часть средств направить на капитальное строительство производственной, инженерной и социальной инфраструктур на объектах в г. Камбарка Удмуртской Республики, пос. Марадыковский Кировской области, г.Щучье Курганской области и на завершение работ по социальной инфраструктуре и созданию комплекса переработки реакционных масс в пгт. Горный Саратовской области.


Кроме того, планируется направить средства на обеспечение социальной защиты населения, проживающего в зонах защитных мероприятий, при этом акцент делается на достаточное финансовое обеспечение реализации федеральных законов в этой области.


Также, планируется направить средства на завершение опытно-конструктор-ских работ по выбору и отработке технологий уничтожения и утилизации реакционных масс, которые будут получаться после уничтожения фосфорорганических отравляющих веществ и на другие проекты, включая информационное обеспечение процесса химического разоружения.


Таким образом, приоритеты финансирования выглядят следующим образом безопасность — выполнение международных обязательств — социальная защита персонала и населения.


Мы считаем, что уничтожение самых больших в мире запасов химического оружия, доставшихся России от Советского Союза, это не национальная, а международная проблема. И справедливо решать эту проблему на паритетных началах.


До настоящего времени помощь России со стороны наших западных партнеров не превышала 10 % тех средств, которые Россия сама тратит на химическое разоружение. То есть, основным источником финансирования Программы является бюджет Российской Федерации. Более того, несистемность выполнения американской стороной своих обязательств по проекту «Щучье» привела к тому, что мы вынуждены пересматривать и уточнять свою национальную Программу по уничтожению химического оружия. Вместе с тем, есть позитивные тенденции в реализации международного содействия России, в частности успешно складывается сотрудничество с Германией, как по проекту «Горный», так и по проекту «Камбарка». Наметились позитивные изменения и в отношениях с США, в частности, есть надежда, что до 50% выделяемых Конгрессом США средств на уничтожение химического оружия в Российской Федерации будут доходить до российский подрядчиков. Мы также надеемся, что в ближайшее время имеющиеся соглашения Российской Федерации с Италией и Канадой перейдут в практическую плоскость, что позволит значительно продвинуться в деле уничтожения химического оружия.




Источник: Информационно-аналитический сборник » Федеральные и региональные проблеммы уничтожения химического оружия», Выпуск 6.


Статьи и материалы Сборника включают данные 2004г.

Возврат к списку