• ОТКРЫТЫЙ ЭЛЕКТРОННЫЙ ЖУРНАЛ

    «Химическое разоружение в Российской Федерации»

ОБЪЕКТ В п. ГОРНЫЙ САРАТОВСКОЙ ОБЛАСТИ — ПЕРВЫЙ РОССИЙСКИЙ ОБЪЕКТ ПО УНИЧТОЖЕНИЮ ЗАПАСОВ ХИМИЧЕСКОГО ОРУЖИЯ

15 Августа 2005

д.т.н. Капашин В.П., д.т.н. Назаров В.Д., Безруков Г.Н.
Федеральное управление по безопасному хранению и уничтожению химического оружия


1. Общая характеристика объекта по уничтожению химического оружия.


Федеральной целевой программой «Уничтожение запасов химического оружия в Российской Федерации» создание объекта уничтожения в п. Горный Саратовской области определено как первоочередное.


Объект предназначен для опытно-промышленной отработки технологий уничтожения кожно-нарывных отравляющих веществ, уничтожения запасов химического оружия, хранящегося на объекте; обеспечения безопасности хранения химического оружия до момента его полного уничтожения; временного хранения реакционных масс, образующихся в процессе уничтожения химического оружия и хранения на полигоне захоронения отходов производства.


На объекте подлежат уничтожению запасы иприта, люизита и их смесей, хранящиеся в различных емкостях. Всего подлежит уничтожению 1142 тонны кожно-нарывных отравляющих веществ.


Объект по уничтожению химического оружия в п. Горный Саратовской области — это комплексное производственное подразделение. Он характеризуется полным набором необходимых служб управления, обеспечения, эксплуатации, контроля и ремонта, обеспечивающих возможность непрерывной круглосуточной эксплуатации объекта.


Объект по уничтожению химического оружия, расположенный в п. Горный, включает в себя:


— промышленную зону, предназначенную для приема химического оружия, его временного хранения и последующего уничтожения;


— полигон захоронения, предназначен для захоронения отходов производства;


— военный городок (п. Октябрьский), предназначен для размещения и длительного проживания семей военнослужащих объекта по уничтожению химического оружия;


— жилую зону (п. Михайловский), предназначенную для размещения и проживания гражданского персонала, работающего на объекте, и вахтовых работников;


— казарменную зону, предназначена для размещения личного состава полка охраны и ликвидации возможных аварийных ситуаций;


— автопарковую, хозяйственную, складскую зоны, предназначенные для обслуживания и обеспечения деятельности всех зон объекта по уничтожению химического оружия;


— зону военно-строительных отрядов, предназначенна для размещения и временного проживания личного состава военно-строительных отрядов, а также для размещения их технических служб;


— промбазу строителей, предназначенна для временного размещения производственных участков строительных организаций;


— зону международных инспекторов.


Основу объекта составляет промышленная зона, которая занимает площадь примерно 400 ? 400 кв. м. Она находится вблизи п. Горный Краснопартизанского района Саратовской области. Примерно в 200 км от г. Саратова, 85 км от г. Вольска, 55 км от г. Балаково, 30 км от г. Пугачева, 3 км от п. Горный. На территории промзоны в свою очередь можно выделить следующие зоны:


— производственную;


— административную;


— транспортно-складскую;


— подсобно-вспомогательную.


В состав производственной зоны входит корпус опытных установок, где располагается технологическое оборудование для уничтожения кожно-нарывных отравляющих веществ; корпус термического обезвреживания отходов, а также ряд других корпусов, площадок, станций и складов, обеспечивающих бесперебойное и безопасное функционирование объекта.


В административную зону входит административно-бытовой корпус с расположенными в нем бытовыми помещениями, отделением обработки средств индивидуальной защиты, лабораториями технологического, санитарно-гигиенического и экологического контроля, медпунктом, информационно-аналитическим центром.


Зона транспортно-складского хозяйства включает:


— склады временного хранения реакционных масс;


— закрытый склад твердых отходов и сырья;


— установки очистки вентиляционного воздуха;


— склады оборудования;


— пункт обработки автотранспорта.


Подсобно-вспомогательная зона включает:


— дизельную электростанцию;


— насосную станцию наружного и автоматического пожаротушения;


— градирню;


— иловые площадки бытовых и дождевых стоков;


— холодильную станцию;


— метеорологическую площадку;


— лабораторный корпус;


— газорегуляторный пункт,


всего более 40 зданий и сооружений.


Корпус опытных установок являются ключевым звеном объекта. В нем осуществляется процесс уничтожение отравляющих веществ с использованием отечественных технологий.


Ввод в эксплуатацию объекта уничтожения реализуется двумя последовательными пусковыми комплексами. Первый — включает создание и запуск в эксплуатацию опытных установок уничтожения химического оружия, строительство складов для временного размещения (хранения) реакционных масс и других отходов, образующихся при уничтожении отравляющих веществ. Второй — включает создание и запуск в эксплуатацию корпуса с установкой термического обезвреживания отходов и полигона захоронения отходов.


2. Основные этапы создания объекта по уничтожения химического оружия.


Практические работы в интересах создания объекта по уничтожению химического оружия в п. Горный Саратовской области начали проводиться еще в начале 90-х годов. В отсутствие программы уничтожения химического оружия правовой базой этого процесса явилось Постановление Правительства Российской Федерации от 30 декабря 1994 года № 1470 «Об организации работ по созданию объекта по уничтожению запасов отравляющих веществ, хранящихся на территории Саратовской области».


В период с 1992 по 1994 гг. был выполнен комплекс научно-иссле-довательских работ, который позволил на конкурсной основе провести выбор технологий уничтожения люизита, и на основе полученных исходных данных приступить к проектированию объекта по уничтожению кожно-нарывных отравляющих веществ.


В 1994 году в г. Саратове по инициативе Российского Зеленого Креста были проведены первые публичные слушания по проблеме уничтожения химического оружия. Они сформировали общую позицию о необходимости уничтожения запасов химического оружия на объекте уничтожения, создаваемом непосредственно в Саратовской области.


На следующий год был выбран земельный участок для проектирования и строительства объекта уничтожения.


В 1995 году генпроектная организация — АООТ «Гипросинтез» в соответствии с выданным госзаказчиком техническим заданием разработала технико-экономи-ческое обоснование (ТЭО) строительства объекта по уничтожению химического оружия в п. Горный Саратовской области в объеме СНиП 1.02.01-85. В течение полутора лет эти материалы проходили этапы согласования в надзорных органах Российской Федерации.


За этот период:


— вышло Постановление Правительства Российской Федерации № 675-95г. «О декларации безопасности промышленного объекта Российской Федерации»;


— введен в действие новый СНиП-11-01-95.


Эти нормативные документы предусматривали повышенные требования к составу и объему проектных материалов на стадии разработки ТЭО. По новому СНиП, разработанные к 1995 году генпроектной организацией материалы по созданию объекта уничтожения в п. Горный Саратовской области, соответствовали этапу обоснования инвестиций.


В конце 1995 года был принят Федеральный закон «Об экологической экспертизе». Он предусматривал проведение Государственной экологической экспертизы материалов ТЭО, проведение общественных слушаний раздела ТЭО — оценка воздействия на окружающую среду (ОВОС), проведение экспертизы материалов ОВОС общественными организациями.


По материалам Государственной экологической экспертизы и экологической экспертизы материалов ТЭО, проведенной в Саратовской области, было выдано более 100 замечаний, которые наряду с корректировкой проектных материалов предусматривали для генпроектировщика проведение дополнительных работ, ранее не предусмотренных в техническом задании.


Эти работы были выполнены в период с 1997 по конец 1998 гг. К наиболее существенным из их числа следует отнести следующие:


— организацию и проведение конкурса по выбору технологий уничтожения иприта и смесей иприта с люизитом;


— организацию и проведение конкурса по выбору метода захоронения твердых отходов, образующихся в процессе уничтожения химического оружия;


— завершение НИУ Минздрава России работ по определению гигиенических нормативов (ПДК, ОБУВ) отравляющих веществ кожно-нарывного действия и продуктов их разложения;


Все эти материалы были включены в ТЭО. Дополнительно были разработаны проектные решения в части:


— системы мониторинга и контроля в рабочей и промышленной зонах объекта, санитарно-защитной зоне, а также в прилегающих населенных местах;


— установки термического обезвреживания отходов;


— комплекса расснаряжения цистерн, узла расснаряжения бочек и многих других элементов объекта.


В 1997—1998 гг. был проведен комплекс работ по обоснованию размеров санитарно-защитной зоны объекта по уничтожению химического оружия и полигона захоронения твердых отходов, образующихся в процессе уничтожения химического оружия.


Постановлением заместителя Главного государственного санитарного врача Российской Федерации № 4-98г. полигон захоронения твердых отходов строящегося предприятия по уничтожению химического оружия в п. Горный Саратовской области был отнесен ко 2-му классу санитарной классификации предприятий с установлением для него размера санитарно-защитной зоны в размере 1000 метров.


Постановлением заместителя Главного государственного санитарного врача Российской Федерации №2-98г. была установлена санитарно-защитная зона от строящегося предприятия по уничтожению химического оружия в размере 2000 метров.


Правительством Саратовской области и госзаказчиком в период с января по май 1997 года рассматривался и согласовывался список первоочередных объектов строительства. Распоряжениями Губернатора, Главы Правительства Саратовской области № 591-97г. и № 1530-97г. был определен перечень первоочередных объектов строительства инженерной и социальной инфраструктуры в п. Горный Саратовской области.


В январе-феврале 1998 г. были разработаны графики проектирования и строительства объекта уничтожения химического оружия. Графики были рассмотрены на совещаниях проектных и строительных организаций и утверждены госзаказчиком Программы уничтожения химического оружия.


С началом поступления проектно-сметной документации начали проводиться работы по размещению заказов на поставку и изготовление стандартного и нестандартного оборудования.


Решением государственного заказчика от 13 января 1999 г. было утверждено доработанное технико-экономическое обоснование строительства объекта уничтожения. Мощность объекта по ТЭО составляла: по уничтожению иприта — 300 тонн в год, люизита — 90 тонн в год. В 2003 г. Государственная служба охраны окружающей природной среды МПР России приказом № 418-03г. утвердило заключение экспертной комиссии государственной экологической экспертизы проекта «Интенсификация работы установки уничтожения иприта для обеспечения уничтожения иприта в количестве 400 тонн».


Комплекс работ, проведенный госзаказчиком совместно в заинтересованными федеральными и региональными органами исполнительной власти, Администрацией Краснопартизанского района Саратовской области в 1998—1999 гг., завершился выходом Постановления Правительства Российской Федерации № 52-2000г., которым была утверждена площадь зоны защитных мероприятий вокруг объекта по хранению и объекта по уничтожению химического оружия в п. Горный.


На основании распоряжения Правительства Российской Федерации № 1627-р 2000г. в качестве генерального подрядчика на строительство объекта уничтожения химического оружия в п. Горный Саратовской области было привлечено Управление специального строительства по территории № 5 Федеральной службы специального строительства.


С целью сокращения сроков выполнения Федеральной целевой программы «Уничтожение запасов химического оружия в Российской Федерации» и уменьшения затрат на ее выполнение, государственным заказчиком в начале 2001 г. было принято решение о завершении строительства первой очереди объекта уничтожения химического оружия в 2002 году. Из состава первой очереди было исключено строительство зданий и сооружений, не связанных с обеспечением процесса уничтожения люизита. Генеральному проектировщику — ОАО «Гипросинтез» была поставлена задача на корректировку проектно-сметной документации на строительство объекта.


Генеральным проектировщиком в августе 2001 г. были выданы рабочие чертежи, заказные спецификации и объектовая смета по корпусу опытных установок. Корректировка остальной проектно-сметной документации была завершена в октябре 2001 года.


В состав первой очереди опытно-промышленного объекта вошли здания и сооружения промышленной зоны, сооружения инженерного обеспечения (энергоснабжение, водоснабжение, газоснабжение, теплоснабжение, канализация, транспорт и связь), здания и сооружения соцкультбыта, жилья и административно-хозяйст-венного назначения для обслуживающего персонала объекта. Необходимость ввода промышленной зоны, потребовало концентрации людских и финансовых средств именно на этих объектах.


В начале декабря 2002 года строительство первой очереди опытно-промыш-ленного объекта уничтожения химического оружия в п. Горный Саратовской области было завершено. На основании: акта Государственной комиссии, распоряжения Генерального директора Российского агентства по боеприпасам от 19 декабря 2002 г. и приказа начальника Федерального управления по безопасному хранению и уничтожению химического оружия, объект уничтожения химического оружия в п. Горный Саратовской области приступил к уничтожению запасов отравляющих веществ на установке детоксикации иприта.


К 29 апреля 2003 года на объекте было уничтожено 400 тонн иприта. Тем самым Российская Федерация выполнила свои международные обязательства в области уничтожения химического оружия.


Процесс уничтожения запасов химического оружия на первом объекте по уничтожению химического оружия носит непрерывный характер и продолжается в настоящее время.


3. Краткое описание технологий уничтожения кожно-нарывных отравляющих веществ.


Технологии уничтожения люизита, иприта, а также смесей иприта с люизитом, которые реализованы на объекте уничтожения химического оружия в п. Горный Саратовской области, прошли конкурсный отбор. Он проводился в период с 1992 по 1998 гг. с учетом экспертной оценки уничтожения реальных отравляющих веществ в лабораторных условиях. Эксплуатация опытно — промышленного объекта в п. Горный по своей сути предусматривает внесение некоторых изменений в технологический процесс с целью обеспечения безопасности функционирования объекта и эффективного уничтожения отравляющих веществ.


3.1. Технология щелочного гидролиза люизита


В основу технологического процесса уничтожения люизита методом щелочного гидролиза положен метод химического взаимодействия отравляющего вещества с водным раствором гидроокиси натрия в реакторе при повышенной температуре с получением водного раствора арсенита и хлорида натрия.


Операционное количество люизита — 42 кг/опер. На объекте установлено два реактора уничтожения люизита.


Далее реакционная масса перегружается в реактор-усреднитель, после чего она идет на выпарку — через теплообменник в выпарные кубы. Полученная суспензия фильтруется, промывается. Влажная кристаллическая масса включает хлористый натрий и арсенит натрия. В последующем реакционная масса подвергается промышленной переработке.


3.2. Технология уничтожения иприта


Уничтожение иприта проводится при его химическом взаимодействии с моноэтаноламином и получением молотоксичной реакционной массы. Реакция осуществляется при температуре 100—140 оС.


За одну операцию уничтожается 650 кг отравляющего вещества.


Иприт из приемной емкости с помощью транспортного вакуума загружается в реактор. Количество загружаемого продукта контролируется тензодатчиком. Нагрев иприта (за счет подачи пара в рубашку реактора) осуществляется при работающей мешалке. При достижении заданной температуры осуществляется отсечка подачи пара. Далее осуществляется дозирование дегазирующей рецептуры в реактор. Скорость подачи дегазирующей рецептуры регулируется по температуре, которая поддерживается в интервале 100—140 оС. После прекращения дозирования раствора моноэтаноламина, реакционная масса выдерживается при температуре 100—140 оС. По окончанию выдержки в реакторе с помощью автоматического пробоотборного устройства осуществляется отбор пробы реакционной массы на содержание в ней отравляющего вещества. При положительном анализе реакционная масса передавливается в емкости, последние направляются на склад временного хранения реакционных масс.


3.3. Технология уничтожения смесей иприта с люизитом


В основу процесса уничтожения двойных и тройных смесей иприта с люизитом положен тот же метод, что и для иприта. Уничтожение смесей отравляющих веществ проводится путем их химического взаимодействия с водным раствором моноэтаноламина и получением малотоксичной реакционной массы (остаточное содержание по иприту и люизиту находится на уровне 1·10-2 — 5·10-3%).


За одну операцию уничтожается 590 кг отравляющего вещества.


Цикл детоксикации тройной смеси аналогичен циклу детоксикации двойной смеси. За одну операцию уничтожается 720 кг отравляющего вещества.


Порядок уничтожения отравляющего вещества, контроль за технологическим процессом осуществляется аналогично, что и при уничтожении иприта.


3.4. Переработка реакционных масс, образующихся в процессе уничтожения отравляющих веществ


В ходе уничтожения кожно-нарывных отравляющих веществ образуются реакционные массы, которые подлежат временному хранению.


Применительно к объекту уничтожения химического оружия в п. Горный Саратовской области приняты следующие решения по их переработке:


— реакционные массы, образующиеся после уничтожения люизита, подвергаются переработке электрохимическим методом до получения чистого мышьяка (используется в хозяйственных целях), с последующим захоронением остатков малотоксичных химикатов на полигоне объекта;


— реакционные массы, образующиеся после уничтожения иприта, подвергаются сжиганию на установке термообезвреживания отходов с последующим захоронением малотоксичных остатков на полигоне объекта;


— реакционные массы, образующиеся после уничтожения ипритно-люизит-ных рецептур, подвергаются стадии битумирования с последующим захоронением малотоксичных отходов на полигоне объекта.


В рамках опытно-промышленной эксплуатации объекта в настоящее время проводится уточнение режимов проведения технологических операций и параметров процессов переработки реакционных масс. Полученные данные выдаются в качестве исходных для этапа рабочего проектирования.


4. Автоматизированная система управления технологическим процессом.


Для обеспечения безопасности функционирования объекта по уничтожению химического оружия предусмотрена и реализована максимальная степень автоматизации технологических процессов и возможность управления этими процессами с центрального пункта управления.


Решение этой задачи выполняет автоматизированная система управления технологическим процессом (АСУ ТП) на базе современных контрольно-измери-тельных приборов и программно-технических средств контроля и управления.


АСУ ТП основных технологических стадий построены по принципу трехуровневых систем.


Первый уровень обеспечивает:


— получение информации (датчики, блоки преобразователей) о ходе и параметрах технологических процессов;


— непосредственное воздействие на технологические процессы;


— передачу информации на второй уровень системы управления.


Второй уровень с помощью программируемых микропроцессорных контроллеров обеспечивает:


— сбор и предварительную обработку информации о ходе и параметрах технологических процессов;


— контроль отклонения параметров от технологических норм;


— автоматическое регулирование технологических параметров;


— логическое управление узлами и агрегатами;


— дистанционное управление исполнительными механизмами;


— противоаварийную автоматическую защиту и технологические блокировки;


— тревожную сигнализацию при возникновении аварийных ситуаций;


— передачу информации на третий уровень системы управления.


Третий уровень обеспечивает:


— сбор и обработку полученной с нижних уровней информации;


— координацию работы узлов и агрегатов технологических стадий;


— управление работой программируемых контроллеров;


— анализ аварийных ситуаций и нарушений в ходе технологических процессов с выдачей оператору-технологу рекомендаций по их устранению;


— представление оператору полной информации о ходе технологических процессов;


— регистрацию технологических параметров и их отклонений от регламентных норм;


— учет работы технологического и вентиляционного оборудования;


— архивирование данных по технологическому процессу и работе комплекса технических средств АСУ ТП;


— выдачу технологических рапортов;


— контроль работоспособности и диагностику состояния технических средств системы управления.


Комплекс технических средств АСУ ТП второго и третьего уровней образует информационно-управляющую систему.


В целях повышения безопасности проведения технологического процесса, предотвращения аварийных ситуаций в составе АСУ ТП предусмотрены системы противоаварийной автоматической защиты.


5. Система производственного экологического мониторинга.


Мониторинг отравляющих веществ, продуктов их детоксикации и общепромышленных загрязнителей на объекте в п. Горный Саратовской области — это комплексная система слежения, оценки и прогноза изменений состояния окружающей среды и предупреждения о создающихся критических ситуациях, вредных или опасных для здоровья людей и окружающей природной среды.


Система производственного экологического контроля обеспечивает получение оперативной информации о содержании отравляющих веществ, продуктов их детоксикации и общепромышленных загрязнителей в контролируемых зонах, о возможном их поступлении в окружающую среду, а также о динамике изменения уровня их концентраций. Эта информация необходима для контроля безопасности функционирования объекта по уничтожению химического оружия, оперативного принятия решения по предотвращению поступления отравляющих веществ, продуктов их детоксикации и общепромышленных загрязнителей в окружающую природную среду при нарушениях технологического процесса, а также для оповещения работающего персонала объекта и населения в случае возникновения аварийных ситуаций.


Система производственного экологического мониторинга обеспечивает:


— аварийный контроль и оповещение о появлении опасных концентраций отравляющих веществ в контролируемых зонах;


— обеспечение санитарно-гигиенических норм труда работающего на объекте персонала, контроль воздуха рабочей и промышленной зон объекта на уровне предельно допустимых концентраций и контроль уровня зараженности поверхностей технологического оборудования;


— химико-аналитическое обеспечение функционирования технологического процесса, определение, учет количества и качества, поступающих на уничтожение отравляющих веществ, контроль наличия ОВ в реакционных массах и продуктах детоксикации на определенных стадиях технологического процесса;


— контроль предельно допустимых концентраций ОВ и продуктов их детоксикации в воздухе санитарно-защитной зоны и зоны защитных мероприятий с целью оценки соответствия объекта нормативным требованиям;


— оценка состояния окружающей природной среды в контролируемых зонах, определение и учет количества продуктов детоксикации ОВ и общепромышленных загрязнителей, поступающих в окружающую природную среду, предупреждение о превышении предельно допустимых выбросах;


— обработка, систематизация и протоколирование полученной информации, определение максимальных и усредненных значений концентраций контролируемых веществ на заданном интервале времени, передача соответствующим органам информации о химической обстановке и прогнозе ее изменения;


— обеспечение деятельности международных инспекторов на объекте в соответствии с требованиями Конвенции о запрещении разработки, производства, накопления и применения химического оружия и о его уничтожении.


Система производственного экологического мониторинга объекта по уничтожению ОВ представляет собой двухуровневую, иерархическую систему, охватывающую как рабочие места и промплощадку, так и зоны, попадающие под техногенное влияние объекта (санитарно-защитную зону и зону защитных мероприятий).


На нижнем уровне расположены средства измерения концентраций контролируемых веществ и метеорологических параметров, на верхнем уровне — информационно-аналитический центр системы.


Основные элементы системы включают:


— информационно-аналитический центр;


— химико-аналитическую лабораторию объекта;


— сигнализаторы на ОВ, размещенные в рабочей зоне объекта;


— газоанализаторы для анализа дымовых газов;


— стационарные посты контроля воздушной среды;


— передвижные лаборатории контроля воздушной среды, воды и почвы;


— мобильные средства пробоотбора;


— каналы передачи информации;


— периферийные программно-аппаратные средства.


На объекте используется система непрерывного автоматического контроля воздуха производственных помещений первой группы опасности — на уровне санитарно-гигиенических нормативов и аварийного контроля содержания отравляющих веществ.


При срабатывании газосигнализаторов в производственных помещениях первой группы опасности осуществляется автоматическое включение аварийной вентиляции.


Предусмотрено автоматическое переключение на резервный контактный аппарат при превышении ПДК рабочей зоны отравляющих веществ в вентиляционном воздухе, выбрасываемом в атмосферу из помещений первой группы опасности.


Объектами экологического мониторинга являются:


— воздух рабочей зоны, промплощадки и хранилищ объекта;


— выбросы из систем вентиляции производственных помещений;


— дымовые газы установки термического обезвреживания отходов;


— дымовые газы котельной объекта;


— воздух санитарно-защитной и зоны защитных мероприятий;


— вода на сбросе очистных сооружений объекта;


— поверхностные воды на территории селитебной зоны;


— подземные (грунтовые воды);


— почва промплощадки, санитарно-защитной зоны объекта и зоны защитных мероприятий;


— снежный покров промплощадки, санитарно-защитной зоны объекта и зоны защитных мероприятий;


— биологические объекты.


Располагающийся в здании административно-бытового корпуса лабораторный комплекс оснащен необходимым оборудованием (в том числе отечественными и импортными приборами высокого класса точности), аккредитован Госстандартом России. Он обеспечивает аналитический контроль технологических процессов уничтожения химического оружия, реализуемых в корпусе опытно-промышленных установок, а также зон хранилищ и промзоны.


6. Контроль за функционированием объекта со стороны МПР России.


МПР России совместно с ГУПР по Саратовской области, а также специалистами Государственного научно-исследовательского института промышленной экологии МПР России в период с 2000 по 2003 гг. создали государственную систему экологического мониторинга за деятельностью объекта по уничтожению химического оружия в п. Горный. Основной целью данной системы является обеспечение надежной, прозрачной, достоверной и независимой информации о состоянии окружающей природной среды в период функционирования объекта. Комиссии МПР России совместно ГУПР по Саратовской области, специалистами Государственного научно-исследовательского института промышленной экологии МПР России, имея независимый инструмент контроля, регулярно осуществляют проверки по соблюдению объектом уничтожения химического оружия природоохранного законодательства.


За период эксплуатации объекта уничтожения химического оружия в п. Горный выбросов в окружающую природную среду отравляющих веществ, продуктов их детоксикации, а также общепромышленных загрязнителей выше предельно допустимых уровней, со стороны государственного органа надзора, не зафиксировано.





7. Медико-санитарное обеспечение и санитарно-бытовое обслуживание работающего персонала.


Медицинское обслуживание работающих на объекте уничтожения осуществляется медико-санитарной частью № 49 и врачебным здравпунктом, организованном в соответствии с приказом Федерального управления медико-биологических и экстремальных проблем при Министерстве здравоохранения Российской Федерации (далее по тексту — Федеральное управление «Медбиоэкстрем»).


Порядок проведения предварительных и периодических медицинских осмотров работников, занятых на работах по уничтожению химического оружия, определен приказом Министра здравоохранения Российской Федерации.


Весь персонал, работающий в помещениях первой и второй групп опасности, подлежит медицинскому осмотру до и после рабочей смены, независимо от занимаемой должности. Осмотр осуществляться с использованием автоматизированного контроля функционального состояния человека и обязательным обследованием кожных покровов.


Медицинское обслуживание работников предусматривается на:


— врачебном здравпункте объекта уничтожения химического оружия, размещенном в административно-бытовом корпусе;


— пунктах первой медицинской помощи, оборудованных в основных производственных зданиях;


— смотровых кабинетах, размещенных в административно-бытовом корпусе.


Государственный санитарно-эпидемиологический надзор осуществляется на основании постановления Правительства Российской Федерации № 384-95г. и Федерального закона «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» № 52-ФЗ-99г., Положения о государственной санитарно-эпидемиологической службе Российской Федерации № 554-2000г., а также директив и инструктивно-методических указаний Минздрава России, государственного Департамента санитарно-эпидемио-логического надзора и других документов.


Санитарно-эпидемиологический надзор на объекте уничтожения химического оружия и санитарно-защитной зоне осуществляет промышленная санитарная лаборатория (ПСЛ), которая является структурой государственного учреждения здравоохранения «Центр государственного санитарно-эпидемиологического надзора № 49» (ЦГСЭН) Федерального управления «Медбиоэкстрем».


ПСЛ размещается непосредственно на объекте уничтожения химического оружия и осуществляет предупредительный и текущий санитарно-эпидемио-логический надзор в соответствии с методическими указаниями:


Текущий санитарный эпидемиологический надзор предусматривает:


— санитарно — эпидемиологическое обследование условий труда работающих на всех технологических процессах в основных и вспомогательных помещениях;


— обследование и оценка эффективности работы систем приточно-вытяж-ной вентиляции;


— обследование и оценка эффективности работы устройств по очистке выбросов в атмосферу, сбросов промышленных сточных вод, обезвреживания твердых отходов, определения факторов риска для объектов окружающей среды;


— разработку санитарно-эпидемиологических мероприятий по снижению опасности труда и охране окружающей среды по результатам обследования для представления руководству объекта;


— регистрацию и учет случаев профессиональных заболеваний и отравлений, расследование их причин и обстоятельств, приведших к профзаболеванию и профотравлению. Разработка требований по обеспечению безопасных условий труда на рабочих местах;


— участие в разработке и анализе заболеваемости работающих по итогам предварительных и периодических осмотров;


— лабораторный контроль химических загрязнителей в выбросах (сбросах) газообразных, жидких и твердых отходов объекта уничтожения химического оружия, включая исходные, промежуточные и конечные продукты детоксикации.


Противоаварийная работа промышленной санитарно-гигиенической лаборатории в случае возникновения аварийных и чрезвычайных ситуаций на объекте уничтожения регламентируется специальным методическим указаниям.


8. Инспекционная деятельность.


Инспекционная деятельность на объекте предусматривает постоянное присутствие на объекте инспекторов Организации по запрещению химического оружия, осуществляющих контроль над проведением работ по уничтожению отравляющих веществ. Инспекционная группа и группа сопровождения размещены в специально выделенных помещениях административного корпуса. Помещение инспекционной группы оборудовано системой видеоконтроля, позволяющей наблюдать процесс уничтожения отравляющих веществ на всех участках: от момента поступления отравляющих веществ из хранилищ до помещения розлива реакционных масс и их передачи на временное хранение. Параметры технологического процесса фиксируются в компьютерной системе без права вмешательства в технологический процесс.


Для размещения инспекционных групп построены два коттеджа в п. Октябрьском, которые отвечают всем требованиям международного соглашения по обеспечению деятельности инспекционных групп.





9. Передача информации о деятельности объекта.


Информация о деятельности объекта представляется в: Федеральное управление по безопасному хранению и уничтожению химического оружия, Министерство промышленности Саратовской области, Главное управление природных ресурсов по Саратовской области и Администрацию Краснопартизанского района (через группу по связям с общественностью). Представляемые данные: масса переработанного отравляющего вещества, количество образующихся отходов, превышение предельно-допустимых уровней воздействия на окружающую среду (иприт, МЭА и другие химикаты) — ежедневно. Количественный и качественный состав образующихся отходов — через начальника отдела окружающей среды — еженедельно. Данные аналитического контроля объектов окружающей среды (воздух, почва, поверхностные воды, снежный покров, геологическая среда, растительный и животный мир) — через начальника центральной лаборатории- ежемесячно, ежеквартально, ежегодно.





10. Иностранная помощь по созданию объекта уничтожения.


Весомую помощь по созданию объекта уничтожения химического оружия оказывалась и оказывается немецкой стороной. Фирмами ФРГ осуществлялась поставка и монтаж установки термообезвреживания отходов, сложного технологического оборудования. За немецкие деньги проведена реконструкция лаборатории мониторинга окружающей среды, завершено ее оснащение современным аналитическим оборудованием.


Евросоюз осуществляет финансирование изготовления и поставки оборудования, проведение строительно-монтажных работ.


Финляндия осуществляла поставку и монтаж системы контроля воздуха на наличие отравляющих веществ в хранилищах с химическим оружием.


Нидерланды осуществляют финансирование реконструкции системы внешнего электроснабжения.


Кроме того, Европейским Союзом финансировался проект ТАСИС «Создание системы экологического мониторинга при уничтожении химического оружия в Саратовской области». Этим проектом было предусмотрено (в пределах выделенных ассигнований) создание независимой от госзаказчика системы экологического мониторинга за деятельностью объекта по уничтожению химического оружия. Такой системой послужила система государственного контроля и надзора за деятельностью объекта.


В Саратовской области в январе 2001 года был определен орган исполнительной власти, осуществляющий эту деятельность. Распоряжением Правительства Саратовской области было определено, что оператором создаваемой системы экологического мониторинга, как средства государственного контроля за состоянием окружающей природной среды при уничтожении химического оружия в п. Горный, является Комитет природных ресурсов по Саратовской области. К концу 2002 года такая система по проекту ТАСИС была создана.


11. Улучшение социальных условий проживания и обслуживания граждан.


Федеральной целевой программой «Уничтожение запасов химического оружия в Российской Федерации» предусмотрены затраты на развитие объектов социальной инфраструктуры в районах размещения объектов по уничтожению химического оружия (ОУХО) и выделения на эти цели средств в объеме до 10 % капитальных вложений, предусмотренных на строительство ОУХО.


В перечень объектов социальной инфраструктуры, строительство которых осуществлялось в период с 2002—2003 гг., вошли:


— по первому пусковому комплексу: 40 усадебных домов, два 3-х этажных 36 кв. жилых дома, трансформаторная подстанция, котельная с газораспределительным пунктом, поликлинический консультативно-диагностический центр в п. Горный для обслуживания граждан;


— по второму пусковому комплексу: начальная школа и детский сад, 50 усадебных домов, два 3-х этажных 36 кв. дома, уличные сети канализации и водоснабжения, баня (все в п. Михайловский-4);


— по третьему пусковому комплексу: 40 усадебных домов, 36 кв. жилой дом, 33 кв. жилой дом, столовая (все в п. Михайловский-4), малые водоочистные сооружения, уличные сети водоснабжения (в т.ч. в п. Горный), реконструкция пожарного депо, реконструкция 21 кв. жилого дома в п. Горный, трансформаторная подстанция в п. Горный, 77 усадебных домов с инженерными сетями и благоустройством для врачей и учителей в п. Горный.


Следует отметить, что часть объектов социальной инфраструктуры были построены и сданы в эксплуатацию до 2002 года.


Нельзя обойти вниманием создание объектов инженерной инфраструктуры двойного назначения. Они используются как в интересах самого объекта по уничтожению химического оружия, так и жителей поселков. Это водозаборные сооружения на р. Большой Иргиз, водопроводные и водоочистные сооружения, сети электроснабжения, газопроводы высокого и низкого давления, новые и реконструированные автодороги и другие объекты.


В результате строительства объектов социальной и инженерной инфраструктуры значительно улучшились условия проживания и обслуживания населения, в поселки поступила пригодная для потребления вода, а также газ и стабильное электроснабжение. Многие граждане поселков получили постоянную работу непосредственно на объекте уничтожения химического оружия. Многие из них трудятся в строительных и монтажных организациях, принимающих участие в создании объекта. Другие занимаются в сфере обслуживания.


Источник: Информационно-аналитический сборник » Федеральные и региональные проблеммы уничтожения химического оружия», Выпуск 5.


Статьи и материалы Сборника включают данные 2004г.

Возврат к списку